1. Политическая война
  2. Ситуация на Балканах
Сараево, / ИА Красная Весна

Профессор: в БиГ ввести режим ЧС может только Верховный представитель

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Страны Евросоюза оказались не готовы к коронавирусу
Страны Евросоюза оказались не готовы к коронавирусу

Чрезвычайное положение по всей стране имеет право объявлять только международный администратор Боснии и Герцеговины (БиГ), сказала профессор факультета криминалистики, криминологии и безопасности Сараево Лада Садикович, 6 апреля сообщает портал «N1».

Садикович сказала, что считает «невероятным», что в Конституции БиГ, которая является Приложением IV к Дейтонскому мирному соглашению 1995 года, не упоминается вопрос о чрезвычайном положении (ЧП), в то время как в конституциях двух полуавтономных районов Боснии упоминание о ЧП есть.

Республика сербского большинства, Республика Сербская (РС), недавно объявила чрезвычайное положение в связи с пандемией COVID-19. Другая половина страны, в основном разделенная между боснийцами и хорватами, ЧС пока не вводила.

Садикович назвала ситуацию «необычной», утверждая, что она не знает ни о какой другой стране, в которой вопрос о чрезвычайном положении не регулируется на всей ее территории.

«Чрезвычайные меры должны быть абсолютно пропорциональны ситуации, которую они стремятся предотвратить, и должны соответствовать международным решениям и быть абсолютно необходимыми», — сказала она.

Садикович подчеркнула, что даже в таких ситуациях некоторые права человека не должны быть ограничены, что означает, что смертная казнь или любое другое порабощение не могут быть введены.

Чрезвычайное положение может, однако, повлечь за собой гораздо больше, чем просто ограничение передвижение людей и свободу собраний, поскольку оно также может ограничить средства массовой информации, но оно никогда не может быть причиной ограничения «абсолютных прав», считает профессор.

«Европейская конвенция гласит, что каждая страна должна сообщать о своем чрезвычайном положении, потому что затем оценивается, являются ли эти меры эффективными и соответствуют ли они закону», — сказала она.

«Кто будет сообщать о чрезвычайном положении секретарю Совета Европы, который информирует других членов ЕС о том, что это происходит в БиГ, поскольку это означает, что происходит приостановка демократии», — задалась вопросом Садикович.

«Может ли Республика Сербская объявить чрезвычайное положение или нет — это вопрос для ЕС и его Специального представителя», — заметила профессор.

По словам Садикович, Босния должна была согласовать свои законы на государственном уровне в отношении проблемы с Европейской конвенцией по правам человека вскоре после Дейтонского мирного соглашения 1995 года, но этого не было сделано, и это создало опасную ситуацию.

Она утверждала, что только Высокий представитель, иностранный дипломат, которому поручено осуществлять надзор за гражданским выполнением Дейтонского соглашения, уполномочен объявлять чрезвычайное положение, «потому что мы неэффективное государство, которое не может выполнять свои региональные и международные обязательства».