Путин на заседании Совбеза предложил пересмотреть пограничную политику

Изображение: Максим Додонов © Красная Весна
Государственная граница
Государственная граница

Обсуждение проекта Основ государственной пограничной политики провел на заседании Совета Безопасности президент Российской Федерации Владимир Путин 6 апреля, сообщает официальный сайт Кремля.

В своем выступлении президент предложил обсудить текущие и долгосрочные задачи, которые обозначены в данном документе стратегического планирования. Ключевой причиной пересмотра пограничной политики были названы изменения международной ситуации и роли России в мире со времени принятия действующего документа в 1996 году. Владимир Путин подчеркнул необходимость выверенных и эффективных действий в сфере обеспечения безопасности страны. Обеспечение надежной охраны рубежей должно сочетаться с максимальной прозрачностью и открытостью границы для пересекающих ее с добрыми намерениями. Президент также призвал к развитию всех вариантов пограничного сотрудничества, прежде всего с коллегами по ОДКБ, ШОС и ЕАЭС. Третьей ключевой задачей было объявлено внедрение последних технических достижений в развитие пограничной инфраструктуры. Отмечена была и важность работы по международно-правовому оформлению государственной границы и разграничению морских пространств, в том числе внешней границы континентального шельфа России.

«Прошу проанализировать ход выполнения федеральной целевой программы „Государственная граница Российской Федерации (2012 — 2021 годы)“. Нужно выявить проблемные места и принять исчерпывающие меры к их устранению. В целом программа нуждается в корректировке с учетом принятия новых Основ пограничной политики, которые мы сегодня обсуждаем», — сказал в заключение Владимир Путин.

Напомним, что действующие ныне Основы пограничной политики были приняты в 1996 году при президенте Борисе Ельцине. Россия к тому времени сдала многие позиции на международной арене в надежде на вхождение в западную цивилизацию.

За последние 20 лет радикально изменилась вся внешнеполитическая картина мира, и пересмотр пограничной политики России давно назрел. В новом законе об основах государственной пограничной политики ФСБ обозначила широкий перечень угроз национальным интересам и безопасности России.

Однако появились и такие угрозы, которые в рамках закона о пограничной политике, разрешить невозможно. К ним относятся: исторические территориальные претензии иностранных государств, угрозы внутренней социально-экономической стабильности, очаги напряженности около границ Российской Федерации, а также экономическая и демографическая экспансия из-за низкой заселенности отдельных районов РФ. Все они требуют выработки общей стратегии развития России и видения её места в системе будущего миропорядка.

Комментарий редакции

В 1990-е годы новое российское руководство самонадеянно забросило охрану наших государственных границ. Тогдашнее отношение к этой проблеме наиболее емко выразил первый президент РФ Борис Ельцин в своей знаменитой фразе «Берите суверенитета, сколько хотите!». На это клич сразу же отозвались не только внутрироссийские сепаратисты, но и близлежащие государства — например, Япония с ее давним требованием вернуть «северные территории» (четыре острова Курильской гряды с прилегающими скалами).

С приходом к власти Путина ситуация с охраной госграниц стала меняться к лучшему, что, впрочем, не мешало властям время от времени идти на территориальные уступки соседним странам, в частности Китаю. Так, еще будучи премьер-министром, Путин в 1999 году подписал постановление о совместном российско-китайском использовании отдельных островов в акватории реки Амур. Согласно этому документу, китайские граждане могли вести хозяйственную деятельность на острове Верхнеконстантиновский и в его окрестностях, то есть на территориях, принадлежащих РФ. А в 2004 году президентом было утверждено «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части». Оно предусматривало передачу Китаю островов Тарабаров и Большой, а также части Большого Уссурийского острова, где находилось несколько стратегических объектов.

Помня об этих фактах недавнего прошлого, нельзя дать гарантии того, что тепершняя риторика об охране границ претворится в их реальное укрепление и наши власти не пойдут на очередные уступки соседям.