Эксперт напомнил, почему невыгоден экспорт казахской нефти в обход России
Казахстан в прошлом пытался наладить экспорт нефти через Азербайджан, однако это оказалось невыгодно всем сторонам, рассказал казахстанский эксперт Олжас Байдильдинов в ходе онлайн-конференции «Диверсификация экспорта казахской нефти. Есть ли альтернатива КТК?», 4 августа сообщил портал Haqqin.
«Было много вопросов по качеству нефти. Азербайджан не хотел смешивать свой Azeri Light с казахстанской нефтью. Поскольку Azeri Light торгуется сейчас с премией Brent. Если российский Urals и наша нефть торгуются минус 20-30 долларов, то азербайджанская — плюс 5-7, иногда даже больше. Они также не смогли договориться по тарифам на транспортировку», — заявил Байдильдинов.
Он отметил, что тогда акционеры «Тенгизшевройл» «признались», что экспорт через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан оказывается дороже, чем по маршруту Тенгиз — Новороссийск.
Также организация экспорта казахской нефти через Баку потребовала бы строительство двух морских нефтяных терминалов на Каспии, специализированного танкерного флота и рытья 80-километового судоходного канала, который позволил бы использовать крупнотоннажные морские суда в мелководной Каспийской акватории.
Напомним, «Каспийский трубопроводный консорциум» обеспечивает около двух третей казахского нефтяного экспорта. С казахстанских месторождений нефть по трубопроводу прокачивается в российский порт Новороссийск, где происходит погрузка нефти на крупнотоннажные морские суда.
В июне 2022 года Приморский районный суд Новороссийска по иску Ространснадзора постановил остановить с 6 июля погрузку нефти на терминале КТК в Новороссийске сроком на 30 суток.
В связи с этим, многие СМИ и эксперты отметили, что решение российского суда последовало после резонансных заявлений президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в ходе Петербургского международного экономического форума. Тогда он прямо заявил, что его страна не собирается признавать независимость ДНР и ЛНР.
11 июля Краснодарский краевой суд внес изменения в решение Приморского районного суда Новороссийска, заменив административный запрет деятельности на штраф в 200 тыс. рублей, таким образом погрузка нефти была возобновлена.