Малазийские НКО выразили озабоченность новым «законопроектом о муфтиях»
Обеспокоенность по поводу предложенного закона о деятельности муфтиев выразили неправительственные организации Малайзии, утверждая, что в случае его принятия он ограничит конституционную монархию и будет способствовать сектантству в стране. Об этом 14 октября сообщает UCA News.
В совместном пресс-релизе 14 НКО в провинциях Сабах и Саравак заявили, что предлагаемый «законопроект о муфтиях» является частью продолжающихся нарушений федеральным правительством Малайзийского соглашения 1963 года (MA63).
НКО утверждают, что в случае принятия законопроекта о муфтиях он «фактически ограничит конституционную монархию, светское правительство и светскую парламентскую демократию, на которых построена Малайзия».
Напомним, муфтий — исламский богословский авторитет, который выносит официальное законодательное предписание (фетву) в ответ на запрос частного лица или судьи.
Вынесение фетвы обычно требует знания Корана и хадисов (рассказов о жизни и высказываниях Пророка), а также знания толкования и собранных прецедентов и может представлять собой постановление по какому-либо проблемному юридическому вопросу.
Основатель НКО Saya Anak Sarawak (SAS) Питер Джон Джабан, заявил, что продолжающиеся нарушения MA63 достигли критической точки.
Соглашение MA63, подписанное между Малайзией, Сингапуром, Северным Борнео (ныне Сабах) и Сараваком, определило условия союза, включая управление, гражданство и защиту прав коренных народов Сабаха и Саравака.
Позднее, в 1965 году, Сингапур отделился от Малайзии и стал независимым государством.
Джабан отметил, что ряд недавних законопроектов и предстоящее принятие законопроекта о муфтии указывают на нарушения.
Против законопроекта о муфтиях выступают также мусульмане, обеспокоенные тем, что он «знаменует собой более явный сектантский поворот в бюрократизации ислама с 2000-х годов, направленный на институционализацию суннитского ашаритизма в качестве одобренной государством версии ислама».
Суннитский ашаритизм, или ашаритская теология, — школа исламской теологии, основанная на рациональности и авторитете писания. Она была основана Абу аль-Хасаном аль-Ашари в IX–X веках.
Джабан также предупредил, что политизация идеологий «будет способствовать нетерпимости и радикализму, пропагандируя дегуманизирующие ценности и подрывая демократию».
«Эти действия представляют собой прямые атаки на светскую систему, которая была основополагающей гарантией Сабаха и Саравака, когда были созданы Малайзия и Малайская Федерация», — добавил он.
Джабан также предупредил, что законопроект, который должен быть принят 16 или 17 октября, «подрывает поврежденную светскую структуру Малайзии, где он может предоставить муфтию широкие полномочия».
Законопроект позволит «издавать религиозные указы, которые могут иметь значительные последствия как для мусульман, так и для немусульман», предупредил Джабан.
Законопроект фактически создает «два главных органа» по делам ислама на федеральных территориях, сообщает Malaysia Now со ссылкой на адвоката Латифу Койю.
Законопроект предусматривает назначение муфтия в дополнение к Янг ди-Пертуан Агонгу, королю Малайзии, который является конституционным главой исламской уммы в стране, а также федеральных территорий и штатов без султана.
Койя предупредил, что, сделав муфтия высшим должностным лицом «после Агонга», законопроект «умаляет положение Агонга как главы ислама в Малайзии», предусмотренное в статьях 3(5) и 34(1) Федеральной конституции.
Законопроект, предложенный министром по делам религий Мохд Наимом Мохтарифом, предоставит «беспрецедентную юрисдикцию фетвам, издаваемым муфтием, поскольку они будут обязательными для каждого мусульманина», — сказал Койя.