1. Классическая война
  2. Милитаризация Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Асахи Симбун требует расследования визита военных моряков в Ясукуни

Изображение: (cc) Adam Jones
Синтоистский храм Ясукуни. Токио, Япония
Синтоистский храм Ясукуни. Токио, Япония

Бойцы Морских сил самообороны Японии (MSDF), в том числе старший офицер, группой посетили храм Ясукуни, сообщает 26 февраля газета Асахи Симбун.

Публикация об этом последовала за более ранним сообщением о групповом посещении связанного с войной синтоистского храма в Токио членами Сухопутных группировок сил самообороны (SDF).

Эти действия не только нарушили конституционный принцип разделения религии и политики, но и вызвали подозрения, что Силы самообороны не порвали с императорской японской армией, как предполагалось.

Должностные лица обязаны провести расследование, чтобы выяснить, были ли подобные случаи в других подразделениях SDF.

Выяснилось, что выпускники Школы кандидатов в офицеры MSDF посетили храм Ясукуни вместе с контр-адмиралом Ясусигэ Конно (в то время командующим учебной эскадрой) и другими офицерами в мае прошлого года перед долгосрочным выходом в море.

В статье в информационном бюллетене храма Ясукуни была представлена фотография членов SDF в униформе, кланяющихся на полу главного здания храма. В статье также содержалось заявление, которое можно было истолковать как утверждение о том, что члены SDF ежегодно посещают храм перед тренировочным круизом.

Адмирал Рё Сакаи, начальник штаба MSDF, сообщил на пресс-конференции, что многие из 165 выпускников приняли участие в визите, но подчеркнул, что это был частный визит, который состоялся во время перерыва в тренировках, и мероприятие «основывалось на индивидуальной свободе воли».

Сакаи сказал, что он не верит, что этот визит нарушил уведомление административного заместителя министра обороны от 1974 года, которое запрещало воинским подразделениям посещение религиозных учреждений и обязательное участие членов SDF в подобных визитах.

Денежное пожертвование было собрано на основе свободной воли и коллективно передано храму Ясукуни, добавил Сакаи.

Однако, судя по всему, групповой визит членов SDF в военной форме выглядит организованной акцией. Похоже также, что этот визит представляет собой неотъемлемую часть процесса подготовки старших офицеров SDF.

Редакция Асахи Симбун задается вопросом, могут ли молодые члены SDF действительно решить, будут ли они участвовать в подобном визите по собственному желанию.

Сакаи сказал, что никаких записей не имеется, поскольку визит был добровольным, и у него нет плана расследовать этот вопрос, поскольку он не создал никаких проблем.

Министерство обороны должно должным образом установить факты, не оставляя дело в руках MSDF.

Лишь в январе этого года стало известно, что члены комиссии по расследованию авиационных происшествий сухопутных SDF, которую возглавляет заместитель начальника штаба GSDF, группой посетили храм Ясукуни.

Храм Ясукуни находился под совместным управлением Императорской японской армии и флота и был духовной опорой национализма и милитаризма до конца Второй мировой войны. В нем также закреплены таблички с именами 14 военных преступников класса А, которые были привлечены к ответственности в Международном военном трибунале на Дальнем Востоке.

Свобода религиозных убеждений, конечно, гарантирована членам SDF. Однако организованное посещение святыни — это совсем другая история.

Чиновникам следует воспользоваться этой возможностью, чтобы опросить всю организацию SDF, чтобы проверить, не угасает ли раскаяние за прошлое внутри SDF, которая, согласно пацифистской Конституции, должна начать все сначала.

Министр обороны Минору Кихара в прошлом месяце упомянул о возможном пересмотре уведомления заместителя министра обороны по административным вопросам, запрещающего представителям SDF посещать религиозные учреждения.

«Уведомлению исполнилось 50 лет, — сказал он в оправдание. — С тех пор в Верховном суде было несколько прецедентов, касающихся свободы вероисповедания и принципа разделения религии и политики».

Остается неясным, какое изменение направления имел в виду Кихара. Об этом не могло быть и речи, если бы он планировал ослабить существующие ограничения.