1. Экономическая война
  2. Транспорт в Китае
Пекин, / ИА Красная Весна

В Китае исследовали экономический вред от высокоскоростных железных дорог

Изображение: Николай Тасоев © ИА Красная Весна
Скоростные поезда. Китай
Скоростные поезда. Китай

Высокоскоростная железная дорога может скорее навредить, чем помочь местной экономике в западных провинциях Китая. Такой вывод делается в исследовании Института географических наук и исследований природных ресурсов Китайской академии наук, опубликованном 8 октября в китайском научном журнале Geographic Research.

В исследовании говорится, что в среднем каждая новая станция высокоскоростной железной дороги, которая строится в каком-либо населенном пункте западного Китая, приводила к более чем 1,5% снижению интенсивности местной экономической деятельности. Исследователи основали свои расчеты на изменениях интенсивности ночного освещения, проанализировав спутниковые данные 527 станций в 180 городах с 2004 года, когда начался проект высокоскоростной железной дороги в Китае.

Ученые обнаружили, что в восточном Китае станция высокоскоростной железной дороги способствовала росту экономики почти на 9% в пределах 4 км зоны. В центральном Китае рост составил 3,6%, а на северо-востоке — 4,4%.

По словам профессора Ниу Фангку, оценить влияние высокоскоростных железных дорог было непросто, потому что учитывали многие другие факторы, но ночной свет дал исследователям физический ориентир для повышения точности экономических моделей.

За последние 15 лет Китай построил почти 38 000 км высокоскоростных железных дорог, при этом сверхскоростные поезда могут двигаться со скоростью до 350 км/ч. Первые этапы внедрения сети железных дорог проходили в восточных районах страны с более развитой экономикой и высокой плотностью населения.

Города жестко боролись за возможность постройки станций в своем городе, полагая, что это подстегнет экономику. В последние годы система распространилась на менее населенные районы, и к 2035 году ее общая протяженность, как ожидается, увеличится почти вдвое и составит 70 000 км, согласно плану центрального правительства.

Но вопрос о том, нужны ли менее развитые районы высокоскоростной железной дороги, вызвал жаркие споры. Исследование, опубликованное в журнале China Industrial Economics, показало, что строительство высокоскоростных железнодорожных линий ускорило «утечку мозгов» из западных регионов на восток.

В другом исследовании исследователи из Чифэна во Внутренней Монголии пришли к выводу, что высокоскоростная линия, открывшаяся в городе в прошлом году, не окажет положительного влияния на местный экономический рост, а промышленный сектор может пострадать больше всего из-за большей мобильности населения.

Но некоторые другие исследования показали, что новая транспортная инфраструктура может стимулировать продажи недвижимости, привлечь прямые иностранные инвестиции в центральный и западный Китай или увеличить налоговые поступления местных властей.