1. Политическая война
  2. Политика Ватикана
Рио-де-Жанейро, / ИА Красная Весна

Причины канонизации «красного архиепископа» вызвали споры в Бразилии

Восточный Тимор
Восточный Тимор

Заявления архиепископа Олинды и Ресифи Фернандо Сабуридо о том, что беатификация бразильского архиепископа Элдера Камара (1909–1999) идет полным ходом, вызвали бурную и неоднозначную реакцию среди местных католиков. Об этом 2 декабря сообщает католический портал Crux.

15 ноября Сабуридо заявил, что Святой Престол издал указ о «юридической действительности» в отношении епархиального расследования жизни о. Камары. Процесс был запущен в 2015 году и включал в себя трехлетнее расследование, в ходе которого эксперты собирали и анализировали документы, а также свидетельские показания о покойном архиепископе.

По словам отца-капуцина Жосиэля Гомеса, вице-постулата дела, назначенный Ватиканом чиновник в настоящее время создает биографическое исследование, которое затем отправит в ряд комиссий при Святом Престоле.

«После этого понтифик может объявить его почтенным. Но мы не знаем, сколько времени может занять этот процесс. Камара был очень известным человеком, и о нем есть множество документов», — пояснил Гомес.

В то время как многие прихожане в штате Пернамбуку и в других местах, особенно те, кто знал Камару, праздновали известие, что его дело продвигается вперед, некоторые критики выступали против возможного причисления к лику святых человека, называемого «красным архиепископом» — прозвище, которым его наградили из-за прогрессивных политических взглядов.

Многие сторонники бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару обратились в социальные сети, чтобы обвинить Камару в том, что он ненастоящий католик, учитывая, что он был «коммунистом».

«У него была известная фраза по этому поводу. «Когда я даю хлеб бедным, они называют меня святым. Когда я задаю вопросы о причинах бедности, меня называют коммунистом», — рассказал профессором педагогики Федерального университета Сан-Карлоса в штате Сан-Паулу Жоао Вирджилио Тальявини.

По мнению о. Гомеса, «многие из его критиков не знали ни его, ни его работы».

Напомним, один из самых влиятельных католических лидеров в Бразилии и Латинской Америке в ХХ веке, Элдер Камара был вовлечен в пастырскую работу с бедными еще со времен своего служения в качестве священника. Однако вначале он не считался политически прогрессивным. В течение нескольких лет он был организатором правого движения Бразильское интегралистское действие.

Позже он дистанцировался от интегралистской идеологии и вдохновлялся такими мыслителями, как французский философ середины ХХ века Жак Маритен. Однако лидерские качества, которые он продемонстрировал ранее, с годами только укрепились.

В 1952 году он был рукоположен в сан епископа Рио-де-Жанейро. В том же году Ватикан уполномочил его создать Национальную конференцию епископов Бразилии (CNBB). Он также был одним из основателей Епископальной конференции Латинской Америки (CELAM).

В качестве делегата Второго Ватиканского Собора (1962-1965) он был главным сторонником так называемого Катакомбного пакта, манифеста 40 членов духовенства (многие из них выходцы из Латинской Америки), в котором они поклялись жить простой жизнью, отказавшись от всех признаков богатства и поставив беднейшие слои общества в центр своего служения.

Позже Пакт был подписан сотнями епископов и священников и оказал большое влияние на движение теологии освобождения.

Между 1964 и 1985 годами Камара был архиепископом Олинды и Ресифи, в период военной диктатуры в Бразилии. Великий защитник прав человека, критик репрессий и тоталитаризма, Камара постоянно преследовался режимом.

Правительство не разрешило газетам брать у него интервью — фактически им было запрещено даже упоминать его имя. Его личный помощник, отец Антонио Энрике Перейра, был убит в 1969 году предположительно правительственными агентами в отместку за активность Камары. Через несколько дней после его убийства семью Перейры посетили офицеры госбезопасности, которые предложили за плату выкрасть и опубликовать документы, которые могли бы несправедливо изобличить Камару.

Камара неоднократно номинировался на Нобелевскую премию мира, но бразильская диктатура препятствовала этому.

Традиционалистские католические движения, такие как Бразильское общество защиты традиций, семьи и собственности (TFP), называли Камару «красным архиепископом» с 1960-х годов, когда он настаивал на том, чтобы Китай заменил Тайвань в ООН и выступал за допуск Кубы в Организацию американских государств.

«Он был известен своей позицией в пользу коммунизма не только в Бразилии, но и в некоторых других странах с распространением так называемой теологии освобождения, которую он продвигал», — сказал Плинио Корреа де Оливейра, основатель TFP.