Директор «Большого»: время такое — режиссеров в театре сменили интенданты

Советское время было прекрасным — театры возглавляли выдающиеся режиссеры, сейчас другое время — театрами руководят интенданты, заявил директор Большого театра Владимир Урин 29 марта в рамках дискуссии «Культура без границ. Диалоги с культурными лидерами современности» в Третьяковской галерее, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Размышляя об изменении в театральном процессе с течением времени, Владимир Урин высказал мнение, что если раньше, в советское время, у каждого театра «был свой художественный руководитель и, в большинстве случаев, это был человек по профессии режиссер» и «мы видели замечательных, потрясающих, выдающихся режиссеров», то сегодня в Москве и вообще в России мы видим, что театр зачастую возглавляет артист, «по сути менеджер с помощниками». А театров, которые возглавялют режиссеры — единицы.

По мнению директора, что-то происходит с самой системой театра: «Сегодня время многополярного мира, в том числе и театрального, и поэтому появляется необходимость интенданта. Мне кажется, это дело в том, что время меняется».

«Да, может все интендант определять, только какой это должен быть интендант? Как он должен понимать то дело, которым он занимается? Даже если он не делает это дело как режиссер или как хореограф, а он делает это как организатор. Как он должен разбираться в тонкостях того, что происходит в этом театральном процессе? Для того, чтобы это понимать, он должен это очень любить и знать. К сожалению, это может быть одна из главных проблем сегодня, которая для меня существует в этой профессии», — заключил Владимир Урин.

Напомним, интендант (от французского intendant — управляющий) — это термин, взятый из военной области. Это должностное лицо в армии, заведующее снабжением войск. Термин также используется в музыкальной и театральной сферах. Интендант отвечает как за финансовую, так и за художественную стратегию своего коллектива.

Известный дирижер Александр Сладковский так прокомментировал свою работу интендантом: «Для меня интендантство — ситуация вынужденная. Я это делаю не потому, что очень хочу это делать, а потому, что, кроме меня, это никто не сделает». Он отметил, что интендантство требует глубокого понимания дела: «Как интендант я убежден, что невозможно планировать сезон, не имея понятия о том, кто придет в зал слушать тот или иной концерт. Невозможно репетировать, не имея базы. Невозможно делать записи, не имея представления о качественной звукорежиссуре и соответствующих финансах. Это все — звенья одной цепи».