1. Социальная война
  2. Процессы в Африке
Яунде, / ИА Красная Весна

Религиозный конфликт гонит женщин из ЦАР в Камерун

Татьяна Глебова. Тюрьма (фрагмент). 1927
Татьяна Глебова. Тюрьма (фрагмент). 1927
Татьяна Глебова. Тюрьма (фрагмент). 1927

Количество беженцев, вынужденных искать убежища в Камеруне, спасаясь от вооруженного гражданского конфликта на территории Центральноафриканской Республики, превысило 26 тыс. человек. Об этом 6 марта сообщает американский католический портал Crux.

Рахамату Бидем обмахивается куском пластика во время сахельской жары. 62-летняя мать шестерых детей — одна из более чем 26 тыс. беженцев из ЦАР, нашедших временный приют в соседнем Камеруне.

Теперь она называет Гадо-Баджере в восточном регионе Камеруна своим домом после того, как конфликт у нее на родине, часто связанный с межрелигиозной враждой, вынудил ее покинуть страну.

«Я сбежала, когда услышала, что Джотодия собирается вернуться», — заявила она.

Джотодиа возглавил преимущественно мусульманскую повстанческую коалицию «Селеки», которая отстранила президента ЦАР Франсуа Бозизе от власти в марте 2013 года. Ему не удалось сдержать растущий уровень бесчинств повстанцев «Селеки», которые столкнулись с растущей критикой из-за продолжающихся нападений на мирных жителей, особенно из числа христиан.

Впоследствии христианская молодежь сформировала движение сопротивления под названием «Анти-Балака». Джотодиа в конце концов бежал из страны и нашел убежище в Бенине. Однако в июле 2014 года «Селека» объявила, что Джотодиа восстановил контроль над группировкой.

Рахамату, мусульманка, вышедшая замуж за христианина. Ее отец — мусульманин, а мать — христианка.

Перспективы возвращения Джотодии в ЦАР вызвали у нее опасения по поводу возобновления боевых действий, в результате которых она окажется в центре событий — этот страх почти подтвердился, когда враждующие группировки устроили перестрелку друг с другом возле больницы в Банги.

«Моя сестра [христианка] рожала. Пули летали повсюду. Она родила принудительно и умерла в процессе родов. К счастью, ребенок выжил. Я взяла ребенка с собой. Сейчас девочке девять лет», — пояснила она.

«Я испугалась и забрала своих детей, и мы сбежали», — рассказала она Crux. В Камеруне проживает ошеломляющее число беженцев из ЦАР — 350 000 человек.

Зилангка, еще одна беженка, которая в течение 33 лет исповедовала ислам, обратилась в христианство после того, как на нее напали повстанцы «Селеки», среди которых доминируют мусульмане.

«Боевики Seleka пришли ко мне домой. Они изнасиловали меня и мою 14-летнюю дочь», — рассказала она.

Она вспомнила, как повстанцы увезли ее в неизвестное место. «Я считаю, что они хотели меня убить, — сказала она. — Они убили одну женщину на моих глазах».

Зилангка сказала, что ей повезло, что у нее было с собой немного денег.

«Когда они конфисковали мои деньги, они начали ссориться из-за того, как их поделить. Я воспользовалась возможностью и убежала», — сказала она.

Затем она забрала свою дочь, и они бежали через границу в Камерун, но ее дочь не смогла преодолеть психологическую травму. Зилангка говорит, что ее дочь несколько раз подвергалась изнасилованиям даже в Камеруне.

«Она родила троих детей без мужа. Теперь мне приходится заботиться обо всех этих детях, у которых нет ничего, что я могу назвать своим», — пожаловалась она.

Несмотря на религиозный подтекст войны в ЦАР, ведущий прелат страны кардинал Дьедонн Нзапалаинга последовательно настаивает, что это не религиозная война.

В эксклюзивном интервью Crux в июле 2017 года он сказал, что это война за контроль над огромными неиспользованными сырьевыми ресурсами страны.

«Ни один христианский или мусульманский лидер не возглавляет ни одну из этих экстремистских группировок», — заявил тогда кардинал.

«Если бы это был межрелигиозный конфликт, вы бы не увидели христианских лидеров, укрывающих мусульман, спасающихся от конфликта, и мусульманских лидеров, укрывающих христиан… это политическая и экономическая война; люди борются за землю и минеральные ресурсы», — сказал он.

Напомним, Центральноафриканская Республика — бывшая французская колония, не имеющая выхода к морю, ее население оценивается в 5,5 миллиона человек. Несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как алмазы, золото, уран и графит, страна остается хронически бедной: по оценкам Всемирного банка, почти 7 из 10 человек живут менее чем на $2,15 в день.

В июне прошлого года местные епископы привели веские аргументы в пользу партнерства между государством и Церковью в усилиях по восстановлению мира в раздираемой конфликтом стране.

Отметив, что мир бесценен, епископы призвали к межобщинному и социально-экономическому миру, а также к миру между всеми политическими и военными образованиями, добавив, что «все наши усилия должны объединиться».