Патриарх Кирилл разделил обед с бездомными
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл разделил 7 января праздничную трапезу с бездомными в установленном православной организацией «Милосердие» «Ангаре спасения» в Москве, такое случилось впервые за последние сто лет. Об этом 9 января сообщило издание Коммерсантъ.
Во время обеда Патриарх произнес речь, в которой призвал бездомных сохранять надежду, не отчаиваться и стремиться изменить свою жизнь к лучшему. В частности, он призвал иногородних бездомных вернуться на родину, где им будет легче устроиться.
Патриарх Кирилл заявил, что социальная служба должна быть в каждом приходе, даже там, где нет бездомных, но наверняка есть нуждающиеся люди. На прощание Патриарх напомнил о том, что Христос тоже был бездомным, так как родился в пещере.
Пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков назвал эту акцию призывом к действию, сигналом как для священников, так и для прихожан о том, что отношение к бездомным в Церкви и в обществе нужно изменить.
После трапезы с бездомными Патриарх Кирилл встретился с работниками синодального отдела по церковной благотворительности. В своем выступлении он указал на то, что отсутствие реальных добрых дел при проповеди христианской любви на словах весьма опасно.
«Отсутствие практической религиозной деятельности и церковной социальной работы в дореволюционной России во многом привело к тем катастрофическим последствиям, которые разрушили страну», — заявил Патриарх.
Главной причиной того, что социальная работа в приходах была до сих пор мизерной, Кирилл считает чрезмерную зависимость Церкви от государства как при царской, так и при советской власти. По мнению Патриарха, только теперь Церковь получила возможность вести самостоятельную социальную работу, при этом не конкурируя с государством, которое тоже делает в этой области очень многое.
«Церковь — это часть общества, а не часть государства. И мы как члены общества должны взаимодействовать друг с другом. Все добрые люди должны входить в партию людей доброй воли», — отметил Патриарх.
Дружественные партнерские отношения государства и Церкви в каком-то смысле символизировало присутствие рядом с Патриархом министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, которая, однако, в разговоры не вмешивалась.
Также патриарх Кирилл уделил внимание работе Церкви с больными алкоголизмом, функционированию храмов при больницах, а также особо выделил тему борьбы с абортами и социальной поддержки со стороны Церкви малоимущих женщин, которые решились рожать.
Напомним, что очень слабое участие Церкви в помощи нуждающимся, равнодушие многих священников и призывы к смирению и терпению на фоне богатства церковных иерархов и монастырей действительно воспринимались очень многими в Российской империи как ханжество, что привело к падению доверия к Православию и к отрицанию позитивной роли религиозной веры. Католическая церковь, извлекшая уроки из реформации, куда более широко занималась и занимается социальной работой. Со времен средневековья этим славились так называемые «нищенствующие ордена», в особенности орден францисканцев. Однако отношение Ватикана к левым движениям всегда было весьма сложным. Римский престол вел настоящий «крестовый поход» против СССР, а возникшая в Латинской Америке так называемая «теология освобождения», призывавшая христиан поддерживать народные движения за права неимущих, подверглась резкой критике со стороны церковных властей.
Что касается современной российской действительности, то в последние годы весьма заметно стремление РПЦ к расширению сферы своего влияния, веса и авторитета в обществе. Заявление об отсутствии желания конкурировать с государством в социальной сфере может как отражать реальные умонастроения высших иерархов, так и быть простой фигурой вежливости. Вызывает настороженность ярко выраженная антикоммунистическая риторика видных церковных деятелей, их склонность трактовать Октябрьскую революцию исключительно как историческую катастрофу. Попытки заменить борьбу за возвращение советских социальных завоеваний подлечиванием социальных язв при помощи благотворительности могут обернуться все той же ловушкой, в которую попала Церковь до революции, несмотря на декларируемую готовность извлекать уроки из прошлого.Этих усилий может попросту оказаться недостаточно, при этом есть немало желающих заниматься дискредитацией Церкви в глазах народа. Отсутствие явно выраженной борьбы за интересы этого самого народа, четкой пронародной позиции в социально-политических вопросах может привести к весьма печальным последствиям как для Церкви, так и для общества.