Химик: продукты распада ракетного топлива не принесли вреда водам Камчатки
Найденные в одной пробе воды на Камчатке продукты распада ракетного топлива имели слишком маленькую концентрацию, чтобы стать причиной гибели животных, заявил декан химического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Степан Калмыков 24 октября в интервью изданию «Газета.ру».
Из 20 проб воды, взятых на обширной акватории, исследователи только в одной нашли следы окисления гептила. Эта проба была отобрана в Большой Лагерной бухте. Но концентрация обнаруженного вещества была очень низкой.
«Я абсолютно уверен, что такие концентрации вещества не могут быть причиной массовой гибели. Более того, продукты гептила — это легкие веществ, которые находятся на поверхности воды, а мы наблюдаем гибель именно придонных животных», — сказал Калмыков.
Напомним, в конце сентября местные жители сообщили о загрязнении воды у берегов Камчатки в районе Халактырского пляжа, где были обнаружены выброшенные на берег мертвые морские животные. Кроме того, серфингисты жаловались на плохое самочувствие после купания. Позже ученые Кроноцкого заповедника и Тихоокеанского института географии сообщили о гибели 95% донных организмов на глубине 10–15 м.
Рассматривались разные версии происхождения загрязнения воды. Среди них было предположение об утечке ракетного топлива с военного полигона Радыгино. Власти опровергли эту версию, заявив, что проверка полигона не выявила нарушений и ядохимикатов. В Восточном военном округе по Тихоокеанскому флоту утверждали, что с июня 2020 года на полигоне Радыгино не велось никаких учений с использованием тяжелой боевой техники.
23 октября Следственный комитет сообщил, что считает основной версией гибель морских животных из-за природных явлений, в первую очередь — массового цветения фитопланктона. По утверждению следователей, ранее выявленная повышенная концентрация нефтяных углеводородов и фенола в морской воде наблюдается в акватории Авачинского залива с 1970 года и не является критичной.
24 октября эколог Георгий Каваносян заявил, что во взятых на Камчатке пробах воды сотрудники МГУ имени М. В. Ломоносова обнаружили два продукта распада ракетного топлива — гептила.