Никакие авиаудары не решат иранскую проблему США — National Interest
Ракетные и бомбовые удары смогут нанести ущерб инфраструктуре Ирана, но надеяться на то, что с помощью них удастся решить более значимую проблему по изменению политики страны, — значит глубоко заблуждаться. Об этом заявил 23 января Дэвид Акс в статье для The National Interest.
Автор отмечает, что опасного заблуждения о том, что иранскую проблему США можно решить с помощью силы, придерживается, в частности, бывший пилот и генерал истребительной авиации, ныне занимающий пост декана Ассоциации военно-воздушных сил при Институте воздушно-космических войск имени Джорджа Митчела Дэвид Дептула.
По его словам, при должном использовании с помощью современных военно-воздушных средств, дополняемых наступательными кибертехнологиями, можно добиться коллапса экономики Ирана, подорвать потенциал вооруженных сил республики, сорвать ее ядерную программу и свести на нет влияние в регионе. Кроме того, с помощью них можно подорвать работу критически важных для Тегерана мощностей нефтепереработки, сетей перераспределения топлива и электроэнергии.
«При этом отправки сухопутного контингента США в страну не потребуется», — уверен американский военный.
Тем не менее, уверен Акс, Дептула и иные сторонники того, что для решения иранской проблемы можно ограничиться только авиацией и другими методами дистанционного давления на республику, сильно ошибаются, и это уже не первый случай. Так, уверенные в абсолютной действенности авиации говорили, что сухопутных контингентов не потребуется ни в нацистской Германии, ни в Северном Вьетнаме, ни в Ливии.
«Они каждый раз ошибались. И Дептула ошибается — даже ведет себя безответственно, — когда обещает, что то же получится в Иране», — указывает автор.
Акс подчеркивает, что статус сверхдержавы привил гражданам США уверенность в том, что они могут, во-первых, осуществлять агрессию с безопасного расстояния, во-вторых, вести за собой союзников, которые должны взять на себя часть американской ноши. Однако из-за того, что Вашингтон не готов идти в том или ином деле до конца, он не располагает нужным ему рычагом влияния. Местные же силы, которым в конфликте гораздо больше терять, проявляют при конфронтации большую решимость.
Кроме того, и техническое превосходство не гарантирует легкой победы. Так, во время Войны в Персидском заливе военное командование заявило о своей готовности уничтожить ракетные войска Ирака, состоящие по большей части из ракет «Скад» (советская ракета Р-17). Несмотря на то, что американские военные применили всевозможные меры для обнаружения и уничтожения иракских ракет, по завершении войны стало очевидно, что за время конфликта далеко не все они были уничтожены.
«А теперь напомню, что в распоряжении у Ирана в 2020 году находятся тысячи ракет, разбросанных по всей стране, которая по площади в три раза превосходит Ирак», — указал автор.
«Никто в действительности не знает, что произойдет, если США попробуют принудить Иран к повиновению силой. Тем не менее глупо предполагать, что исход этот будет позитивным для кого бы то ни было», — добавил он.
В заключение Акс советует обратиться к Дэвиду Фраму, спичрайтеру бывшего президента США Джорджа Буша — младшего. По его словам, по итогам войны в Ираке 2003 года стало очевидно, что члены тогдашней администрации оказались «заносчивыми и неподготовленными глупцами», действия которых стали причиной страданий многих людей, в том числе граждан США. «Страшно представить», подчеркнул Фрам, что такой конфликт повторится, но в новых для Вашингтона условиях — «без союзников, без основания, без какого бы то ни было плана».