Премьер-министр Армении поднял вопрос о дешевом российском газе
Формирование единого рынка газа является нерешенным пунктом стратегии развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян 16 мая в ходе пресс-конференции в режиме онлайн. Трансляция велась на официальной странице премьер-министра в Facebook.
«В рамках Евразийского экономического союза согласована стратегия развития, — заявил Пашинян. — В ЕАЭС нет существенных проблем, единственная проблема — согласование принципов общего рынка газа».
Пашинян выразил сожаление, что пока не согласован вопрос, по каким принципам должен действовать единый газовый рынок в ЕАЭС. Он предположил, что этот стратегический вопрос будет решен на заседании глав государств ЕАЭС 19 мая.
Напомним, Евразийский экономический союз функционирует с 2015 года. В экономическое объединение входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. В 2020 году в органах ЕАЭС председательствует Белоруссия.
До «бархатной» революции 2018 года Никол Пашинян выступал против вхождения Армении в ЕАЭС. Кроме того, в мае 2018, еще до своего избрания премьер-министром страны, он заявил, что российский газ «на границе» — дешевый, а основной рост стоимости происходит внутри страны. «Мы будем работать над тем, чтобы понять, почему это происходит, и я надеюсь, у нас будут некоторые возможности снизить цену на внутреннем рынке», — заявил он в интервью РБК.
21 апреля 2020 года глава МИД России Сергей Лавров в ответ на вопрос о возможности снижения цены на газ для Армении заявил, что если Армения хочет пользоваться дружескими отношениями с Россией, то должна сама вести себя соответствующим образом.
Эксперты также подчеркивают, что требования низкой цены на газ не согласуются с антироссийской позицией Пашиняна. Так, 1 мая 2020 года главный редактор армянского издания «Слаг.ам» Менуа Арутюнян заявил, что армянский народ выбрал главой правительства человека, который в течение 10 лет «оскорблял и поносил» Россию.
Арутюнян напомнил, что когда в период высоких цен на газ Россия продавала его Армении по заниженным ценам, это воспринималось как должное, а Пашинян заявлял, что «став главой государства, добьется, чтобы цены на газ еще больше снизились».