Кургинян рассказал, как западные элиты испугались Ирана

Рустам, убивающий дракона, лист из рукописи «Шахнаме». Фирдоуси. XVII век.
Рустам, убивающий дракона, лист из рукописи «Шахнаме». Фирдоуси. XVII век.
Рустам, убивающий дракона, лист из рукописи «Шахнаме». Фирдоуси. XVII век.

Исламская революция в Иране произошла во многом из-за того, что западные элиты испугались впечатляющих успехов Ирана в модернизации, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 19 апреля в передаче «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».

По словам политолога, оформление истории с исламской революцией в Иране 1979 года имеет очень сложную внутреннюю структуру. Философ считает, что, конечно же, определенные общественные умонастроения, недовольство режимом, некий религиозный ренессанс имели место в Иране в той мере, как и при режимах Мубарака, Бен-Али или у Каддафи, и порождались они зачастую вполне объективными процессами.

«Вся эта объективная основа исламской революции существовала, но существовало и другое — то, что к этой революции Запад относился в его определенной части как к очень нужной. Смысл заключался в том, что нужно создать всюду исламский радикализм, который не будет слишком сильно прорываться, выстраивать индустриальное, такое прогрессивное научно-техническое и военное развитие своих стран, а будет существовать в режиме какого-то нового средневековья», — заявил Кургинян.

По мнению философа, подобный исламский радикализм Запад планировал бросить против Советского Союза или против любых других стран-конкурентов, использовав его как особый фактор с тем, чтобы, опираясь на него, начать создавать мир, задуманный Римским клубом — мир неразвития периферии человечества.

Лидер «Сути времени» считает, что на протяжении всего XIX века все колониальные захваты Запада легитимизировались тем, что, как говорил Киплинг, они несут «бремя белых». По словам политолога, декларировалось, что устанавливаемые авторитарные национальные режимы будут копировать западные тенденции, проводить догоняющую модернизацию и вестернизацию и в них будут функционировать прозападные люди, которых будут называть «это сукин сын, но наш сукин сын».

«Вся эта концепция авторитарной модернизации и вестернизации периферии рухнула впервые в Иране, потому что оказалось, что для авангардной двигающейся к власти западной элиты развивающийся Иран гораздо опаснее Ирана радикально-исламистского и неразвивающегося. Это было прямо сказано, потому что у шаха Ирана была одна как бы преступная затея в глазах Запада — он начал индустриализировать Иран», — заявил философ.

Кургинян отмечает, что превращение Ирана из сельского государства в индустриальное не имело целью милитаризацию, что на первом плане ставилось развитие металлургии, а не ядерного оружия. И когда успехи в модернизации страны стали очевидны, западные элиты испугались, так как такое национальное государство им было не нужно.

«Западная элита его не хотела, она его опасалась, она уже приняла решение о том, что всё будет брошено в это новое средневековье, частью которого они рассматривали режим Хомейни», — сказал политолог.