Всем миром. В восстановлении картины Репина участвовали и физики, и биологи
![Реставрационная работа](/static/files/f46823e8a9b6.jpg)
В реставрации поврежденной вандалом картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», осуществляемой специалистами Государственной Третьяковской галереи, принимали участие сотрудники нескольких научных учреждений, 25 мая о вкладе ученых ФИЦ Биотехнологии РАН сообщила пресс-служба центра.
23 мая в Третьяковской галерее реставрированная картина была представлена журналистам. В огромной проделанной для этого события работе есть вклад научных сотрудников ФИЦ Биотехнологии РАН. Они выполняли задачу минимизации риска микробиологического поражения этой картины в будущем.
Для восстановления повреждений полотна и укрепления красочного слоя картины были разработаны несколько новых технологий и применены новейшие материалы. В депозитарии Третьяковской галереи, где была создана специальная реставрационная мастерская, было установлено специально для этой работы сконструированное и изготовленное уникальное оборудование: подвижный многофункциональный стол-трансформатор со сложной механикой.
Впервые в России при истончении лакового покрытия была использована разработанная инновационная технология. Была выполнена рентгенография всей поверхности полотна и получено в высоком разрешении его панорамное изображение.
![Реставрационная работа](/static/files/20b5f987dfd0.jpg)
В 2018 году вандал в трех местах повредил полотно картины, затронув красочный слой. Кроме того, картина получила скрытые повреждения, пострадала и рама. Всё это произошло на фоне уже существовавшей к тому времени проблемы — ослабления связи грунта и красочного слоя. То есть реставраторы должны были не только исправить повреждения, нанесенные вандалом, но и кардинально решить проблему сохранности картины в будущем.
После первого нападения на картину, произошедшего в 1913 году, при реставрации, в которой участвовал сам Репин, авторский холст для укрепления был приклеен на второй, дополнительный — дублирован. Теперь же реставраторам нужно было удалить тоже поврежденный дублирующий холст, придумать, как удалить старый клей с оборотной стороны картины и подобрать способ для повторного дублирования, которое было необходимо.
Решить эти задачи реставраторам помогли физики из МФТИ и молекулярные биологи из ФИЦ Биотехнологии РАН. Физики проверяли выбранные реставраторами материалы на прочность, клейкость и другие параметры, чтобы отобрать из них самые лучшие по физическим параметрам.
![Реставрационная работа](/static/files/cffc8ab9c8cb.jpg)
У молекулярных биологов из группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН задача была другая, они проверяли отобранные материалы на устойчивость к любому микробиологическому поражению, причем на срок в 50 или даже 100 лет.
Для решения этих задач в отделе реставрации масляной станковой живописи Третьяковской галереи были изготовлены специальные макеты — фрагменты холста. На них последовательно наносили проклейку, грунт, краску, которую использовал Илья Репин при написании картины — сиену жженую (разновидность охры), и тот или иной адгезив, который должен был улучшить сцепление поверхностей основного и дублирующего холстов.
На следующем этапе реставраторы под руководством к. б. н. Александра Жгуна и в соответствии с рекомендациями Государственного научно-исследовательского института реставрации выполнили искусственное старение этих макетов и изучили биозащитные свойства примененных адгезивов. В результате они смогли определить оптимальный адгезив для дублирования полотна великой картины на новый холст.
Вся эта проделанная огромная работа вернула к жизни шедевр Ильи Репина. Однако он пока не будет выставлен для широкой публики. Картина будет храниться в депозитарии галереи, пока для нее не будет изготовлена антивандальная и антибликовая защитная капсула.