Коломенский спортивный педагог: образование должно быть бесплатным
О детском спортивном туризме рассказала педагог коломенского Дома детско-юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТиЭ) «Одиссея» Тамара З., сообщает 19 февраля корреспондент ИА Красная Весна.
По словам Тамары З., «Дом туризма» — многопрофильное учебное заведение дополнительного образования: «Мы стараемся сочетать соревнования и походы на стадии ознакомления с этими видами деятельности. Мы не преследуем цель разряды получить, наша задача — привлечь детей, прежде всего, научить чему-то и самоопределиться. Бывает, что они потом выбирают какой-то один вид туризма, бывает, что занимаются всеми, бывают, только соревнованиями увлекаются: мы даем широкий спектр возможностей».
В ДДЮТиЭ педагоги занимаются с детьми старшего дошкольного и школьного возраста по целому ряду смежных направлений: краеведение, экология, авторская песня, скалолазание, рисование, фотокружок, фитнес. Занятия во всех секциях бесплатны и доступны всем без ограничений; только в спортивных требуется разрешение от врача.
До недавних пор деньги могли потребоваться только на организацию походов и стартовые взносы соревнований. «Сейчас начинают всех сводить к оказанию каких-то платных услуг, поэтому до пяти лет и старше восемнадцати занимаются за минимальную плату. К этому всех обязывают, и мы никуда деться не сможем», — заявила педагог. По факту заработанные таким образом средства заработком не являются, «Одиссея» покрывает ими расходы на поддержание в должном состоянии снаряжения. Тамара выразила несогласие с таким отношением к внешкольному образованию и высказала опасение, что платные занятия принесут больше вреда, чем пользы: «Дополнительное образование должно быть бесплатное, и именно целью было привлечь детей. Так получается, что, если у родителей нет денег, дети идут на улицу и не идут к нам. Этот процесс может оказаться движением в отрицательную сторону».
Тамара отметила, что школьникам доступны занятия как в «Доме туризма», так и в других многочисленных секциях и кружках города. Самим же детям, кроме того, приходится делать выбор между кружковым досугом и компьютером.
Деятельность ДДЮТиЭ и своей секции в частности Тамара не относит к спортивной, и, тем более, к спорту высоких достижений: «У нас всё-таки образовательное учреждение считается, а не спортивное: мы должны дать знания, умения, навыки».
Педагоги «Дома туризма» относятся к тому поколению людей, которые знают, какую высокую цену платят спортсмены за свои достижения и не готовы высказывать суждение об этой цене: «Мы всегда говорим, что физкультура это здоровье, а спорт это что-то такое… сверхздоровье. Наверное, это закономерно, и спорт всегда будет чем-то таким более высоким. Поскольку это затраты здоровья, человек сам решает, идти ему туда или не идти. Я не знаю, насколько у них идет компенсация, не готова финансовую сторону смотреть. Всегда так было, что физкультура это здоровье, а спорт это… это спорт».
Напомним, что слово «туризм» вызывает ряд ассоциаций, которые далеки друг от друга и, как правило, являют собой некие крайности. Граничащий с бродяжничеством образ жизни, экстремальные виды спорта, отдых на пляжном курорте, автобусные экскурсии — весьма распространенные стереотипы. Наличие даже таких неспецифических слов в ответах, как «маршрут», «команда», «отчет», «подготовка», «соревнование» уже выдает в респонденте туриста-спортсмена, по крайней мере, любителя.
Подобные разночтения вряд ли возможны в условиях гармоничного всестороннего развития личности. В «Одиссее» имеющиеся направления дополняют друг друга. Например, в туристической группе каждый турист в группе не только обязан уметь разводить костер, но и имеет свою должность, среди которых есть писатель, штурман, фотограф. Можно пойти в поход с навыком, который поставлен в соседней секции. Возможна и обратная ситуация: проявившему интерес туристу будет рекомендовано углубить свои «непрофильные» знания. Такая практика междисциплинарного общения формирует черты характера, бесценные для профессиональной деятельности, в которую вовлечены специалисты из разных областей.
Стоит ли говорить о том, что человек начинает другими глазами смотреть на многие вещи. Например, на пляжный отдых, экскурсионное обслуживание или даже на выбор спортивной нагрузки, которая ему необходима для поддержания и развития формы.
В контексте сказанного выше вызывает тревогу сокращение числа учащихся в ДДЮТиЭ, поскольку указывает на некий сдвиг в процессе самоопределения. Возможно, программа секций рассматриваются утилитарно и без понимания того, что сам процесс обучения может оказаться более полезным, чем умение поставить палатку.
Наконец, перенос финансового бремени на платежеспособных посетителей, как минимум, позволяет поставить вопрос о том, почему те деньги, которые принесли взрослые, расходуются на детей. Вырученные средства при таком подходе будут, скорее всего, инвестироваться в то снаряжение, которое приносит прибыль в ущерб неприбыльному, но, тем не менее, необходимому для полноценных занятий. Отсутствие снаряжения может стать основанием для свертывания ряда направлений и разрушения целостности программы, что сводит на нет главную ценность подобных организаций дополнительного образования.