Выставка памяти художника Вячеслава Колейчука анонсирована в Москве

Изображение: Alexey3Deep, wikimedia.org
Вячеслав Колейчук
Вячеслав Колейчук
Вячеслав Колейчук

На московскую выставку «Мастерская Вячеслава Колейчука» приглашает любителей кинетизма и модерна Государственный центр современного искусства на Зоологической, 4 июля сообщает сайт телеканала «Культура».

Выставку выдающегося российского художника Вячеслава Колейчука (1941–2018) в рамках проекта «Творческие мастерские» можно будет посетить с 5 июля по 2 августа, куратор выставки — Наталья Гончарова.

Автор экспозиции, дочь мастера Анна Колейчук, презентует «художественную вселенную мастера», его «сакральное пространство», которое представлено рабочим местом художника, макетами и проектами его произведений, а главное — голосами его друзей.

Напомним, в 2012 году в Московском планетарии проходила выставка Вячеслава Колейчука «Геометрия космоса», на которой было представлено семь его работ: светокинетическая композиция «Атом» 1967 года, использующая тему самонапрягающихся конструкций; «Стоящая нить» 1976 года, удерживающаяся за счет противовесов — гибких стальных лепестков; «Невозможный объект» 1971 года — треугольник с тремя прямыми углами; «Три стакана» 1996 года — два стакана выполнены в технике штриховой стереографии, третий, настоящий, граненый стоит на той же поверхности; самоколлаж «Куб в осеннем пейзаже» 1984 года; «Гравицапа» 1985 года — придумана Колейчуком для фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза»; «Путешествие квадратика» 2007 года из одноименного спектакля основанного в 1998 году «Тотального театра» отца и дочери Колейчуков.

Напомним, начало кинетического искусства положено в 20-х годах ХХ века. Теоретически — «Реалистическим манифестом» 1920 года. «Кинетическая конструкция» Наума Габо (русско-американского художника, родившегося в Брянске в 1890 году) представляла собой вертикально стоящую вибрирующую проволоку, меняющую форму в зависимости от положения груза; выставлена она была в галерее Тейт в Лондоне.

В 1919-1920 годах «мобили», самотрансформирующиеся конструкции, изобрел А. Родченко, ровесник Габо, художник театра и кино, живописец, график, фотограф, один из основоположников конструктивизма, а также дизайна и рекламы в СССР. В 1931 году этот принцип использовал и усовершенствовал американец А. Колдер.

В 1920 году В. Татлиным была спроектирована также 400-метровая модель башни-«Памятника III Интернационала», кинетическая многофункциональная конструкция, в которой нижний куб, предназначенный для съездов и конференций, делал один оборот в год, средняя «административная» пирамида — один оборот в месяц, а верхний цилиндр, информационный центр — один оборот в день.

Марсель Дюшан создавал оптико-кинетические скульптуры, нанося узоры на вращающиеся с помощью мотора диски, получались трехмерные объекты, он же ввел в кинетическое искусство понятие реди-мейд, «готовый объект». Различные зрительные иллюзии использовали в своих работах другие художники Оп-арта, например, Хесус Рафаэль Сото.

Француз Жан Тэнгели строил «саморазрушающиеся композиции», Николя Шеффер развил идею создания интерактивного «кинетического города», немец Гюнтер Юккер комбинировал в своих работах гвозди из различных материалов, которые он забивал в различные предметы, включая музыкальные инструменты, и игру света.

К середине ХХ века кинетизм обособился от конструктивизма, компьютерная графика ХХI века предоставила ему еще больше возможностей творчески обыгрывать оптические и пространственные иллюзии, поражая наше воображение. Модерн жив?