Ключевым в повестке дня израильской политики стал вопрос о том, могут ли столь противоречащие друг другу политические платформы прийти к консенсусу для смены власти в стране

Истекает срок создания правительства Израиля. О чем не договорились партии

Томас Микелл Бернем. Первые выборы. 1837 год
Томас Микелл Бернем. Первые выборы. 1837 год

Блок оппозиционных израильских партий, претендующих на создание нового правительства страны, после нескольких раундов коалиционных переговоров и завершающего ночного заседания готов сообщить президенту Израиля о достигнутых договоренностях. Но сможет ли созданное таким причудливым образом правительство преодолеть этап создания и затем полноценно действовать в условиях давления со стороны международных организаций в вопросе о беспрецедентном для последнего времени обострении палестино-израильских противоречий?

Ожидается, что президент Реувен Ривлин 1 июня заслушает от лидера центристской партии «Еш Атид» («Есть будущее») Яира Лапида, которому вручен мандат на формирование правительства, сообщение об успешном завершении переговоров по созданию нового кабинета министров.

Ночные переговоры не решили всех противоречий, однако участники коалиции считают, что оставшиеся вопросы будут решены в течение ближайшей недели, и 9 июня новое правительство страны будет приведено к присяге.

При этом действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху препятствует созданию коалиции. Впрочем, для этого вполне достаточно и существующих противоречий внутри создаваемой коалиции. Как сообщалось ранее, депутат Аелет Шакед, представляющая правый политический альянс «Ямина», в качестве ультиматума поставила условие вхождения в комиссию по назначению судей. В противном случае Аелет Шакед угрожает отказаться от участия в формировании нового правительства, таким образом лишая его одного мандата и ставя под угрозу саму возможность создания кабмина на данном этапе.

Однако место в комиссии по-прежнему предназначается Мерав Михаэли, представляющей партию «Авода», а кроме нее, на это место также рассчитывают в партии «Кахоль Лаван», возглавляемой министром обороны Бенни Ганцем.

Требование Шакед, ранее уже занимавшей пост министра юстиции и имеющей опыт влияния на назначение судей из консервативного лагеря, стало одним из центральных противоречий при создании новой структуры. Мнения по этому вопросу разделились: Яир Лапид отверг данное требование, придерживающаяся либеральных взглядов Мерав Михаэли, как сообщают в партии «Авода», также не согласна на такое предложение, несмотря на более ранние сообщения о том, что компромисс все-таки возможен. В число тех, кто поддержал требования Шакед, вошли Нафтали Беннет и Гидеон Саар, возглавляющий партию «Тиква Хадаша». Этим противоречием, похоже, планируют воспользоваться сторонники действующего премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Кроме того, 1 июня, в преддверии принятия судьбоносного для страны решения, представители партии «Ликуд» направили юридическим советникам Кнессета и президента страны письмо с требованием ограничить условия формирования нового кабинета министров требованиями, в соответствии с которыми аналогичный процесс протекал в прошлые годы.

В частности, требование «Ликуд» — регламентировать ротацию на посту премьер-министра таким образом, чтобы первым в ротации без права передачи полномочий стал Яир Лапид как лицо, имеющее мандат на формирование коалиции. Нафтали Беннет, которому Яир Лапид предложил возглавить новое правительство, по мнению сторонников Нетаньяху, не имеет прав на данную должность.

При этом «Ликуд» призывает не ограничиваться заверениями в успешном окончании переговорного процесса, а потребовать от Лапида подробного изложения механизмов и перспектив работы нового правительства с учетом порядка ротации на посту премьер-министра и схемы фракций, составляющих новое правительство.

Ожидается также, что «Ликуд» потребует у президента передачи Кнессету полномочий для формирования кабинета министров. Это предложение, по-видимому, будет отклонено, но вполне может послужить причиной для затягивания процесса вступления в силу нового правительства. В таком случае может продолжиться давление на членов коалиции: в частности, возле домов Беннета и Шакед уже проходили акции представителей правых партий; в связи с этим, усилена охрана обоих депутатов.

Действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху, тем временем, вновь обратился к министру обороны и лидеру партии «Кахоль-Лаван» Бенни Ганцу с предложением о формировании собственного правительства, в котором Ганцу отводится роль нового премьер-министра, первым вступающего в должность в порядке ротации; в случае согласия Бенни Ганца Нетаньяху готов немедленно сложить с себя полномочия, оставив за собой лишь право занять место премьер-министра в порядке дальнейшей ротации. Ранее Ганц отвергал любые предложения о сотрудничестве, исходящие от Нетаньяху, однако теперь, с учетом более привлекательных условий с гарантиями серьезности намерений, возможно, ситуация может измениться. Впрочем, такое изменение маловероятно в условиях утраты Биньямином Нетаньяху доверия в глазах как самого Ганца, так и других участников политического процесса.

Нерешенным по-прежнему остался и один из важнейших вопросов формирования новой коалиции, касающийся четырех мандатов от арабской партии РААМ, возглавляемой Мансуром Аббасом. Аббас потребовал для себя должность председателя парламентской комиссии по внутренним делам и охране окружающей среды. Кроме того, в качестве условия своего вхождения в коалицию Аббас требует отмены закона Каменица, предполагающего ограничения строительства в районах проживания арабов; этот закон некогда был принят с подачи правых и ортодоксальных партий не без участия нынешних коллег Аббаса Бенета и Шакед. Сообщается, что новое, еще не вступившее в полномочия правительство уже пошло на уступки Аббасу: все судебные процессы против бедуинов, осуществляющих строительство в Негеве, будут прекращены, а само строительство будет признанно законным. Кроме того, все уже существующие незаконные бедуинские поселения в Негеве будут легализованы и избавлены от регулирования со стороны властей.

И наконец, существуют осложнения внутри правого партийного объединения «Ямина», которые также ставят текущий процесс под угрозу. Депутат Амихай Шикли отказался поддерживать новое правительство, что автоматически лишает формирующуюся коалицию дополнительного голоса; таким образом, у «Ямины» остается лишь шесть мандатов. Вслед за Шикли его поступок может повторить и депутат Нир Орбах, который на сегодняшний день еще колеблется, но уже обдумывает вопрос о выходе из Кнессета. Однако, как заявляют внутри партии, в случае любого решения со стороны Орбаха угрозы «правительству перемен» не возникнет за счет реализуемого в этом случае механизма замены пустующего места сторонницей Беннета Ширли Пинто.

Срок действия мандата Лапида истекает в 23:59 2 июня; в случае провала коалиции мандат вновь будет передан Кнессету. В любом случае, остались сутки, в течение которых существующие противоречия либо разрешатся, либо достигнут определенного пика, что вновь послужит фактором откладывания появления нового правительства в Израиле.