Если Сербия начнет отвечать на угрозы, то с мечтами о членстве в ЕС ей придется попрощаться. Если ответа не будет — это станет началом переформатирования  политики страны

Что происходит в Косово. Конфликт Белграда и Приштины в 2021–2022 годах

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Сербия и Косово
Сербия и Косово

Провокация конфликта со стороны Косово на теме запрета сербских автомобильных номеров и документов происходит не первый раз. Последний случай был менее года назад, а именно, осенью 2021 года, когда власти Приштины запретили автомобилям с сербскими номерами въезжать на территорию самопровозглашенной республики. Это решение вызвало многочисленные акции протеста косовских сербов, так как большая часть товаров в населенные сербами северные муниципалитеты Косово поступала из Сербии. Белград быстро направил на границу воинский контингент

В тот раз в ходе переговоров, посредником на которых выступили страны ЕС, стороны договорились о временном решении. Оно предусматривало размещение на границе миротворцев СДК — «Силы для Косово» (KFOR), а проблема автомобильных номеров решалась посредством специальных наклеек, которые наклеивали на административных переходах.

Приштина с 2008 года является предметом территориального спора между частично признанной Республикой Косово, которая фактически контролирует город и считает его своей столицей, и Сербией, в признанных некоторыми странами пределах которой этот город находится.

На местных выборах в Косово в феврале 2021 года во всех 10 сербских районах победили представители партии «Сербский список», которые ориентировались на Белград.

При этом власти Приштины на протяжении 2021 и 2022 годов продолжали проводить полицейские рейды по сербским районам. В ходе облав полицейские в основном закрывали сербские магазины и склады, а также задерживали чиновников из «Сербского списка».

Изображение: (сс0) LNLNLN
Приштина
Приштина

С началом специальной военной операции России на Украине, Евросоюз нарастил давление на Сербию, которая с одной стороны заявляет о европейском пути, а с другой — выстраивает отношения с Россией. ЕС выдвинул Сербии два новых условия: введение санкций против России и взаимное признание с Косово.

Движение в сторону эскалации демонстрировало и Косово. Премьер-министр республики Альбин Курти неоднократно просился в НАТО.

Кроме того, в августе 2021 года США разместили в Косово около 1300 беженцев, вывезенных из Афганистана во время выхода американских войск. Часть этих переселенцев так и осталась в косовских лагерях, поскольку им было отказано во въезде в США из-за подозрений в связях с афганскими боевиками. Таким образом, на территории республики возник большой очаг плотного размещения весьма проблемного контингента.

25 июля 2022 года президент Косово Вьоса Османи и премьер-министр Альбин Курти отправились в США на переговоры и за новыми инвестициями.

Великобритания тоже подлила масла в этот костер. В конце апреля в СМИ просочилась информация о поставках в Косово ракетных комплексов Javelin и противотанковых ракет NLAW. Ряд российских и сербских экспертов тогда отметили, что активная накачка оружием этого региона вполне может стать предтечей очередного обострения между Сербией и Косово.

ЕС в противостоянии Сербии и Косово поддерживает Косово. Так, Евросоюз не замечает нападения на сербов и их имущество, а также на объекты Сербской православной церкви в Косово.

Однако президент Сербии Александр Вучич каждый раз повторяет, что главная цель Сербии — это членство в ЕС. При этом Вучич также добавляет, что намерен сохранить традиционную дружбу с Россией и Китаем.

Новое обострение

Новый виток кризиса между Белградом и Приштиной произошел на фоне формирования нового правительства в Сербии. Процесс этот должен быть запущен 1 августа. Западные дипломаты возлагают на новое правительство большие надежды, ожидая прозападного курса Сербии. Именно накануне и произошло очередное обострение.

31 июля власти Приштины объявили, что с 1 августа 2022 года прекратят соблюдать временное соглашение об автомобильных номерах и перестанут пускать сербские автомобили на свою территорию. Также они заявили, что на территории Косово перестанут действовать сербские документы.

Президент Сербии Александр Вучич заявил, что полиция самопровозглашенной республики Косово в полночь начнет силовую операцию против сербов. Он добавил, что в случае если начнутся преследования сербов, Сербия не будет отсиживаться и ответит как требуется. Одновременно Вучич обратился за помощью к международному сообществу.

Премьер-министр Косово Альбин Курти обвинил в текущем обострении Вучича и директора Управления по Косово и Метохии Петара Петковича.

МИД России призвал Приштину к прекращению провокаций и соблюдению прав сербов в Косово. Приштина преднамеренно идет на обострение ситуации в Косово, чтобы запустить силовой сценарий, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

В ночь на 1 августа в северных, населенных сербами районах Косова зазвучали тревожные сирены, в Сербии опасались, что начнутся операции против сербского населения. Контингент НАТО в Косово был приведен в боевую готовность. В сети появлялись видео перестрелок, предположительно на границе между Косово и Центральной Сербией.

Далее в ситуацию вмешались и США. Вашингтон призвал власти Косово отложить на месяц планы по замене паспортов и номерных знаков граждан на косовские. К главе самопровозглашенной республики Альбину Курти обратился посол США в Косово Джефф Ховеньер.

Посол США заявил, что ему удалось убедить власти Косово отложить на месяц решение о перерегистрации автомобильных номеров, при этом он сказал, что решение Приштины полностью соответствует Брюссельским соглашениям.

Правительство непризнанного Косово объявило, что откладывает дату жестких проверок замены паспортов и номерных знаков на косовские на один месяц — до 1 сентября.

Ситуация для Сербии сложилась крайне неприятная: Белград фактически отрезан от союзников, а Приштина готова идти на конфликт при молчаливой поддержке Запада.

При этом если Сербия начнет отвечать на угрозы, чего и ждут провокаторы, в стране может разразиться полномасштабный военный конфликт с далеко идущими последствиями. В случае же если ответа не будет, то это может стать началом переформатирования всей существующей власти в стране. И тогда надежды западных дипломатов на изменение политического вектора сербских властей реализуются.