Ученые открыли новое направление в лечении шизофрении

Связь между дефицитом липидов в головном мозге и шизофренией обнаружили ученые из Японии. Результаты исследования были опубликованы в журнале Schizophrenia Bulletin 29 апреля.

Основное внимание сотрудники Центра изучения мозга RIKEN уделили белому веществу — той части мозга, которая содержит аксоны, проводящие нервные импульсы между нейронами. Исследования выявили пониженный уровень содержания белого вещества, а именно — молекул, называемых сфинголипидами, у людей с шизофренией.

Ученые проанализировали уровень содержания этих молекул в мозговой ткани шизофреников после их смерти. Они провели такой же анализ у людей без этого диагноза, чтобы сравнить результаты. В обеих группах было по 15 человек, и они были одинаковы по половому и возрастному составу.

Исследователи использовали масс-спектрометрию. С этим методом обычно лучше знакомы химики, чем психиатры. Данный метод позволяет идентифицировать частицы, присутствующие в образце, по их массе. Это происходит в процессе бомбардировки образца электронами.

Ученые обнаружили, что уровень сфинголипида под названием S1P был ниже у людей с шизофренией, чем у людей без этого диагноза. Ниже всего уровень данных липидов был в области мозолистого тела, содержащего наибольшее скопление белого вещества в мозге и соединяющего два его полушария.

Чтобы определить, является ли этот механизм общим для всех психических расстройств, исследователи также проанализировали мозг людей с биполярным расстройством и с тяжёлой депрессией. Оказалось, что уровень S1P у этих людей был нормальным, что указывает на то, что дефицит данных молекул характерен для шизофрении.

Дальнейшие эксперименты показали, что проблема может быть связана не с нарушением процессов воспроизводства S1P в организме, а с их аномальным разрушением.

Если это так, то разработка лекарств, сдерживающих распад S1P, может помочь в лечении шизофренического расстройства.

Напомним, шизофрения — это психическое заболевание, которое сильно меняет восприятие человеком действительности. Оно может вызывать слуховые и зрительные галлюцинации, а также нарушения в мышлении.

Около 2,4 миллиона взрослых в США живут сегодня с этим диагнозом, а в России людей больных шизофренией около 500 тысяч человек.

Возможности лечения шизофрении ограничены: нейролептики, которые являются стандартной терапией первой линии, неэффективны для многих пациентов. К тому же их приём может повлечь за собой неприятные побочные эффекты.