В ФРГ испугались станции метро имени Глинки и назвали его антисемитом

Изображение: picsa.tm
Михаил Глинка
Михаил Глинка

Избегать скоропалительных решений в выборе нового имени для станции метро Mohrenstraße призвала сенатор Берлина по экономике Рамона Поп 7 июля, сообщает немецкое издание Berliner Morgenpost.

«Мы приветствуем то, что BVG обратила внимание на возможность переименования станции метро Mohrenstraße», — сказала сенатор. Однако в вопросе выбора нового имени для станции она бы не торопилась. «Скоропалительность в таких вопросах не к месту», — отметила сенатор.

Напомним, ранее берлинская транспортная компания BVG заявила о намерении переименовать станцию метро Mohrenstraße и назвать ее в честь великого русского композитора Михаила Глинки Glinkastraße. Улица с таким названием проходит неподалеку от этой станции.

Причиной такого решения стала критика в адрес текущего названия станции Mohrenstraße, которое по мнению критиков является напоминанием о колониальном прошлом Германии и использовании рабского труда мавров. Все это происходит на фоне протестов в США и Европе против дискриминации и расизма.

Однако, намерение назвать станцию метро в честь русского композитора Михаила Глинки вызвало волну протестов в немецких СМИ, связанную с якобы антисемитизмом композитора. При этом в качестве обоснования таких утверждений приводится музыка Глинки к драме Нестора Васильевича Кукольника «Князь Холмский» 1852 года, где идет речь о якобы еврейском заговоре, а также некие предания неизвестного происхождения об антисемитизме композитора.

Материалы с такими обвинениями опубликовали немецкие издания Bild, Welt, Berliner Morgenpost, Berliner Zeitung и Jüdischer Allgemeine.

Комментарий редакции

Обвинения русского композитора Михаила Глинки в антисемитизме со стороны немецких СМИ вызывает некоторую оторопь. Дело даже не в тенденциозности западных масс-медиа, которая сегодня вряд ли кого-то удивляет.

Оторопь вызывает отсутствие каких-либо рамок приличия в изложении откровенных мифов в адрес композитора, не имеющих под собой никаких оснований.

Во-первых, необходимо напомнить, что Михаил Глинка написал музыку к драме «Князь Холмский», а не само произведение, которое принадлежит перу Нестора Васильевича Кукольника.

В произведении идет речь о попытке предательства псковского воеводы князя Холмского, к которому его подстрекали подосланная ливонскими рыцарями пленная красавица и псковский купец-еврей.

При этом дочь купца Рахиль была влюблена в князя и пыталась всеми силами его спасти от опрометчивого поступка.

Трагедия «Князь Холмский» не имела успеха и сошла со сцены после трех постановок. Однако некоторые музыкальные произведения, написанные к этой трагедии Михаилом Глинкой, стали очень популярны.

Таковыми были три вокальных произведения, включающих два романса Рахили и «Песню Ильинишны». Самый известной из них является «Еврейская песня», исполнявшаяся партией Рахили.

По воспоминаниям самого Глинки «Еврейская песня» является аранжировкой одного из этюдов, которые он написал в Берлине для еврейки Марии и в которую он был к тому же влюблен.

Т.е. говорить об антисемитизме Михаила Глинки можно, только если совсем закрыть глаза на жизнь и творчество композитора. Но, как говорится, если нельзя, но очень надо, то можно. Особенно, если надо, чтобы станция метро получила имя Джорджа Флойда, а не Михаила Глинки.