1. За рубежом: реальный мир
  2. Открытия ученых
Ирвайн, / ИА Красная Весна

Сновидения зависят от эмоций и памяти человека

Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (фрагмент). 1797
Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (фрагмент). 1797

Ученые доказали, что хороший 8-часовой сон может помочь забыть обыденное и лучше пережить экстремальное, 14 мая сообщает журнал Scientific Reports.

Согласно новому исследованию Калифорнийского университета, ночь качественно проведенная во сне, может помочь человеку забыть обыденное и лучше пережить экстремальное. Ученые из Лаборатории сна и познания Калифорнийского университета изучили, как воспоминания снов и настроение влияют на развитие памяти на следующий день и регуляцию эмоций.

Результаты исследований указывают на компромисс, при котором эмоционально заряженные воспоминания имеют приоритет, но их тяжесть уменьшается.

«Мы обнаружили, что люди, сообщающие о сновидениях, демонстрируют более высокую обработку эмоциональной памяти, что позволяет предположить, что сны помогают нам справиться с нашими эмоциональными переживаниями, — сказала соавтор исследования Сара Медник.

Ученые уже определили, что сны могут отражать наши переживания бодрствования, но это первое свидетельство того, что они играют активную роль в преобразовании наших реакций на переживания бодрствования, отдавая приоритет негативным воспоминаниям над нейтральными воспоминаниями и уменьшая нашу эмоциональную реакцию на следующий день.

Эта научная работа обеспечивает первое эмпирическое подтверждение активного участия сновидений в обработке эмоциональной памяти, предполагая, что сновидения после эмоционального переживания могут способствовать чувствовать себя лучше утром.

В исследовании приняли участие 125 женщин около 30 лет. Сеанс каждого испытуемого начинался в 19:30 с завершения задания с эмоциональными картинками, в ходе которого они просматривали серию изображений, изображающих негативные и нейтральные переживания (например, автомобильную аварию или травяное поле), оценивая каждое из них по девятибалльной шкале.

Затем участникам сразу же был предложен тот же тест с новыми изображениями и только с выборкой ранее просмотренных изображений. Помимо оценки своих эмоциональных реакций, женщинам нужно было указать, было ли каждое изображение старым или новым, что помогло исследователям разработать базовый уровень как для памяти, так и для эмоциональной реакции.

Затем испытуемые ложились спать. Все носили кольцо, которое отслеживало режим сна и бодрствования. Проснувшись на следующий день, они оценивали, видели ли они сны прошлой ночью, и если да, то записывали в дневник сна детали сна и общее настроение, используя семибалльную шкалу от крайне отрицательного до крайне положительного.

Через два часа после пробуждения женщины выполнили второе задание с эмоциональными картинками, полученное накануне вечером, чтобы измерить запоминание образов и реакцию.

Участники, сообщившие о сновидениях, лучше запоминали и меньше реагировали на негативные образы по сравнению с нейтральными — закономерность, которая отсутствовала у тех, кто не помнил сновидений. Кроме того, чем более позитивен сон, тем более позитивно человек оценивает негативные образы на следующий день.