Финансовые аналитики: потребительское недоверие в РФ душит экономику
Снижение индекса потребительского доверия граждан России оказывает негативное влияние на экономические показатели страны. Заявление об этом сделали финансовые эксперты, 17 мая пишет газета «Коммерсантъ».
По данным исследования The Conference Board и Nielsen, итоги первого квартала 2019 года показали, что индекс потребительского доверия в РФ упал до исторического минимума в 62 пункта. Этот показатель побил антирекорд третьего и четвертого квартала 2016 года, когда индекс опускался до 63.
В течение 2014–2017 года индекс колебался между 83 и 69 пунктами. В первом квартале 2018 года индекс потребительского доверия был 68 пунктов, во втором квартале 2018 стал — 70, в третьем квартале 2018 вновь снизился до 67. А в первые три месяца 2019 года стал опускаться еще ниже.
Причем на индекс повлияли некоторые показатели, из которых он складывается. Так, с конца 2018 года снизилась с 30% до 25% доля граждан РФ ожидающих «хорошие» и «отличные» финансовые перспективы на предстоящие полгода. С 21% до 14% снизилась доля потребителей, готовых тратить деньги. Не существенно, но все же увеличилась доля, до 20%, кто оптимистически смотрит на рынок труда на ближайшие полгода.
Эксперты отмечают основные факторы снижения — это рост налогов и продолжающееся падение реальных доходов населения РФ, они заставляют людей переходить на модель поведения, при которой приходится сокращать расходы.
«В текущей экономической ситуации потребители все меньше ожидают благоприятных финансовых перспектив, считая, что сейчас не лучшее время тратить деньги. Вследствие чего они сокращают повседневные расходы и продолжают экономить», — отмечает директор по аналитике и консалтингу Nielsen России Марина Волкова.
С этой точкой зрения согласен начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакян, оговаривая, что при росте налоговой нагрузки на бизнес происходит снижение выплат его сотрудникам, что сказывается на тратах. Соответственно, отмечает Авакян, люди это ощущают, их ожидания, как потребителей, будут слабыми.
Аналитики The Conference Board и Nielsen отмечают, что потребителей со свободными деньгами в первом квартале 2019 года стало 72%, что меньше на 5%, чем в предыдущем квартале. За то же время число людей, стремящихся экономить, выросло с 62% до 69%. Эту тенденцию фиксируют в супермакетах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит» — потребители переходят на более дешевые продукты и меньшего веса.
Аналитики отмечают, что в ближайшее время позитивных изменений вряд ли стоит ожидать, возможно ситуация улучшится не ранее 2022 года, при условии роста реальных доходов населения.
Напомним, реальные доходы граждан в России падают уже четвертый год подряд. По данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы упали на 2,3% к 2018 году.