О чем думают герои кино?
Скрытые эмоции персонажей голливудского кино проанализировали психологи в готовящемся к выпуску материале журнала Cognitive Science.
Исследователи обратили внимание на типовой момент, встречающийся почти во всех фильмах. В кинолентах во время разговора двух и более персонажей камера ненадолго показывает бессловесную реакцию одного из людей, как правило, это длящийся пару секунд кадр. С точки зрения ученых, людей привлекают такие фрагменты в кино, так как они удовлетворяют человеческую тягу к «чтению мыслей».
Ученые просмотрели 24 популярных голливудских фильма с 1940 по 2010 годы, провели три исследования интересуемых кадров и отметили следующие тенденции.
Во-первых, план становится крупнее. Если в середине XX века людей чаще показывали в полный рост, то в начале XXI века, чтобы показать эмоции персонажа, чаще всего используют средний крупный план (от груди и выше). В построенном таким образом кадре, по мнению исследователей, человек может хорошо видеть глаза, рот и плечи героя, которые наиболее важны для передачи эмоций.
Во-вторых, за анализируемые 60 лет всё большее количество разговоров в кино заканчивается интересуемым исследователей кадром (бессловесная ответная реакция персонажа), более того, самих подобных кадров в каждом отдельном разговоре становится больше. Например, в фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк» в первом разговоре между персонажами актеров Брэда Питта и Клэр Форлани режиссер и оператор расположили аж 12 таких кадров.
В-третьих, психологи предложили людям проанализировать немую реакцию персонажей фильмов в исследуемых кадрах. Чаще всего зрители оценивали эмоции по градации, придуманной учеными, как «слегка негативные» и «слегка возбужденные». При этом, такую оценку давали как для фильмов 1940-х, так и 2000-х годов.
Авторы статьи считают, что производители кино методом проб и ошибок выводят «идеальную формулу кино». По их мнению, и увеличение количества кадров, передающих эмоции персонажей, и укрупнение плана нужно для лучшей передачи психологического состояния героев. Психологи утверждают, что людям нравится «читать» эмоции людей, а киноделы удовлетворяют эту потребность.
Напомним, интерес человека к эмоциональному состоянию другого ученые описывают в «Теории ума» (часто встречаются и другие названия, например «Модели психического состояния человека»). Эта теория объясняет, как человек учится понимать психическое состояние людей, свое в том числе. Психологи полагают, что кинематографисты всё чаще обращаются к «теории ума», чтобы лучше взаимодействовать с аудиторией.