Узбекистан боится «Большой игры» мировых держав за Афганистан

Ричард Вудвил. Битва в Афганистане. 1880
Ричард Вудвил. Битва в Афганистане. 1880

Центральная Азия является местом притяжения геополитических интересов и притязаний крупных государств, однако она не должна стать регионом соперничества держав, заявил глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов в интервью, 8 октября сообщает пресс-служба МИД республики.

«Узбекистан заинтересован в том, чтобы Центральная Азия была не регионом соперничества глобальных и региональных держав или ареной игры с нулевой суммой — zero sum game, а пространством их конструктивного и созидательного взаимодействия», — заявил Камилов.

Он подчеркнул, что и геополитические интересы мировых держав, и их борьба за лидерство толкают страны Центральной Азии укреплять свой суверенитет и государственную независимость, обеспечивать региональную стабильность и безопасность.

«Столкновение устремлений таких государств не отвечает интересам стран региона, поскольку ставит их перед так называемым геополитическим выбором. А выбор какой-либо одной стороны может стать причиной напряженности в отношениях с другой», — заявил Камилов.

Камилов напомнил, что внешняя политика Узбекистана направлена на недопущение ущемления национальных интересов и построение стратегического партнерства с государствами ближнего и дальнего зарубежья, организацию консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

«Ведь если ретроспективно взглянуть на истоки афганского конфликта, то изначально его причиной послужило именно глобальное противостояние двух мировых политических систем в эпоху холодной войны», — заявил Камилов.

При этом он считает, что альтернативой антагонистическому соперничеству является честная и открытая конкуренция.

Комментарий редакции

Напомним, в такую многовекторность играли две страны — Афганистан и Югославия. Желание Советского Союза сохранить стабильность в регионе не спасло Афганистан, но спасло Таджикистан со всеми вытекающими последствиями.

Узбекистан, конечно, может поиграть в свою многовекторность и свой суверенитет, но готов ли он за это платить? Исторические примеры говорят о том, что ему придется сделать выбор. Камилов не зря боится того, что государственная система может не выдержать. Тем более, что одна из мировых держав в качестве своего оружия использует хаос.

Хочется напомнить, что противостояние мировых держав за центральноазиатский регион, о котором говорит Камилов, в мировой литературе получило название «Большая игра». Редьярд Киплинг писал: «Когда все умрут, только тогда закончится „Большая игра“».