США планируют сдать на металлолом новые военные корабли
Военно-морской флот США хочет утилизировать 24 корабля, в том числе пять крейсеров и пару подводных лодок класса «Лос-Анджелес», сообщает 8 апреля агентство Associated Press.
В числе прочего ВМФ США хочет вывести из эксплуатации девять боевых кораблей класса Freedom. Необходимость утилизировать корабли объясняется сокращением расходов на содержание существующего флота и высвобождением средств, которые можно будет направить на строительство современных военных кораблей. Например, утилизация кораблей класса Freedom высвободит $50 млн в год на каждый корабль.
Однако построить планируется 9 единиц, а сократить 24. То есть число боевых кораблей американского флота снизится, при том что, по данным агентства, ВМФ Китая уже превосходит по численности американский, что может заставить членов Конгресса сопротивляться планам утилизации кораблей.
Адмирал Майк Гилдэй, командующий военно-морскими операциями, защищал предложение, в котором особое внимание уделяется оружию большой дальности и современным военным кораблям, но исключаются другие корабли, плохо оснащенные для противостояния текущим угрозам.
«Нам нужны готовые, боеспособные, смертоносные силы больше, чем более крупные силы, которые менее готовы, менее смертоносны и менее боеспособны», — сказал он в понедельник на симпозиуме Морской-Воздушно-космической лиги в Мэриленде.
Однако утилизация кораблей класса Freedom, самый старый из которых был спущен на воду 10 лет назад, вызывает вопросы, особенно с учетом того, что они обошлись налогоплательщикам в в $4,5 млрд.
Военно-морской флот США начал создание быстрых, высокоманевренных боевых кораблей, способные действовать в прибрежных прибрежных водах, через несколько месяцев после террористических атак 11 сентября 2001 года. Корабли разгонялись до 80 км/ч — достаточно быстро, чтобы преследовать пиратов, которых в территориальных водах США никогда не было, — и использовали управляемые водометы вместо обычных гребных винтов.
Предполагалось, что корабли будут универсальными за счет модулей plug-and-play для ведения надводного боя, операций по тралению мин или борьбы с подводными лодками. Однако с заменой модулей возникли проблемы, и в новом бюджете противолодочные возможности были отменены.
По словам аналитиков, корабли оказались бесполезны: самый быстрый корабль не может обогнать ракеты, и запуск этих морских турбин для дополнительного увеличения скорости превращал корабли в пожирателей бензина. Ранние версии также подвергались критике как слишком легко вооруженные и бронированные, чтобы выжить в бою. К тому же предлагаемые к списанию быстроходные корабли страдают дефектом двигательной установки, который потребует дорогостоящего ремонта.
Член палаты представителей США Элейн Лурия, штат Вирджиния, написала в Twitter, что «отстойно» выводить из эксплуатации такое количество кораблей, особенно новых. «Военно-морской флот должен принести публичные извинения американским налогоплательщикам за то, что они потратили десятки миллиардов долларов на корабли, которые, как они теперь говорят, бесполезны», — написала она.
На слушаниях в палате представителей США по вопросу сокращения флота конгрессмен Роб Уиттман, штат Вирджиния, предположил, что сокращения кораблей являются «крайне безответственными», когда флот США уже сократился с 318 кораблей до 297, а китайский флот вырос с 210 до 360 кораблей за последние два десятилетия.
На это глава объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли сказал, что важно сосредоточиться на возможностях ВМФ, а не на размере их флота.