1. Экономическая война
  2. Нобелевская премия
Москва, / ИА Красная Весна

Как не заплатить больше победителя. Ученый оценил работы лауреатов Нобелевки

Иероним Босх. Фокусник. XVI век
Иероним Босх. Фокусник. XVI век

Получившие Нобелевскую премию по экономике Пол Милгром и Роберт Уилсон — выдающиеся ученые, которые внесли огромный вклад прежде всего в игровые и поведенческие модели в экономике и ее приложениях, причем на очень широком спектре областей, заявил 22 октября ИА Красная Весна директор международного центра анализа и выбора решений ВШЭ (вуз-участник Проекта 5-100) Фуад Алескеров.

По его словам, оба исследователя фундаментальны и многогранны. Оскар Майер, создатель термодинамики, говорил, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В случае этих двух нобелевских лауреатов видно полное подтверждение этих слов, считает Алескеров

«Милгром и Уилсон вместе создали формат аукционной продажи множества взаимосвязанных активов, направленный на максимизацию общественного блага. Именно он был впервые использован в 1994 году при продаже радиочастот в США.

Они строго доказали два неожиданных результата, вступающие в кажущееся противоречие со здравым смыслом. Уилсон пришел к выводу, что участники аукциона с общей конечной ценой делают ставки ниже собственной рациональной оценки, потому что опасаются „проклятия победителя“ — заплатить за актив больше реальной цены.

Милгром показал, что в аукционах с частными конечными ценами максимальная информированность покупателей об оценках актива другими участниками увеличивает, а не уменьшает ожидаемую выручку продавца. Ученый проанализировал стратегии назначения ставок в нескольких форматах аукционов (английский с повышением ставок, голландский с понижением) и выяснил, что продавец получит более высокий ожидаемый доход, когда участники торгов узнают больше об оценочной стоимости друг друга во время торгов», — говорит Алескеров.

Например, продавец дома может рассчитывать на более высокую окончательную цену, если участники торгов имеют доступ к экспертной оценке до начала торгов. В итоге была создана теория, разрешающая повторные заявки, что снизило влияние неопределенности и «проклятия победителя». Получилось так, что выигрыш от аукциона одной компании компенсирует проигрыш других компаний.

«Впоследствии теоретики усовершенствовали новые форматы аукционов, уменьшив возможности для манипуляций и сговоров. В частности, Милгром принимал участие в разработке модифицированного аукциона и аукциона с двумя раундами», — заключает Алескеров.