Эксперты объяснили, чем союз Пекина с Хониарой отличается от союза с Фиджи

Изображение: TUBS
Соломоновы острова на карте
Соломоновы острова на карте

Новый пакт между Китаем и Соломоновыми островами, который вызвал тревогу в Австралии и Соединенных Штатах, — не первое соглашение о безопасности, подписанное Пекином с тихоокеанской страной, но эксперты говорят, что сделка, подписанная Пекином и Хониарой в прошлом месяце, «качественно отличается» от прочих, и геополитический контекст изменился, пишет 6 мая ABC News.

Пекин и Фиджи подписали меморандум о взаимопонимании, посвященный полицейскому сотрудничеству в 2011 году, и еще одно соглашение в 2014 году по вопросам обороны, таким как пограничный контроль, оборудование и обучение.

Уэсли Морган, научный сотрудник Азиатского института Гриффита, сказал, что эти соглашения были направлены на борьбу с транснациональной преступностью, такой как киберпреступность и незаконный оборот наркотиков. «Мы видели откомандирования, когда полиция Фиджи отправилась в Китай, там была проведена подготовка, было предоставлено некоторое оборудование», — сказал доктор Морган.

При этом разница была в отношениях крупных держав. Доктор Морган объяснил, что, когда председатель КНР посетил Канберру в 2014 году по приглашению тогдашнего премьер-министра Тони Эбботта, отношения между Австралией и Китаем были довольно теплыми.

«Риторика австралийских официальных лиц заключалась в том, что Тихий океан достаточно велик для всех нас, — сказал он. — Теперь они [отношения] действительно находятся в глубокой заморозке».

Доктор Морган отметил, что Фиджи подписала свои соглашения с Китаем, в то время как ее отношения с Австралией были непростыми. По его словам, Австралия дистанцировалась от Фиджи после военного переворота в 2006 году, чтобы побудить тихоокеанскую нацию вернуться к демократическим выборам. По его словам, в течение этого периода Фиджи обращались к Китаю за помощью в области безопасности.

Он добавил, что Австралия быстро попыталась нормализовать отношения после того, как Фиджи провела демократические выборы в 2014 году, и с тех пор поддерживает тесное взаимодействие с тихоокеанской страной. «В последнее время мы видели, как Австралия фактически строит военный объект на Фиджи, лагерь Блэкрок, и недавно объявила о поддержке нового военно-морского объекта на Фиджи», — добавил он.

Премьер-министр Соломоновых островов Манассе Согаваре отрицает, что опасения Австралии оправдаются и Китаю будет разрешено построить военную базу в стране. Однако текст пакта, подписанного Пекином и Хониарой, не был обнародован, и в попавшем в СМИ проекте указывалось, что китайские силы безопасности могут быть развернуты на Соломоновых островах для защиты там китайских интересов.

Джеймс Батли, бывший верховный комиссар Австралии на Соломоновых островах, сказал, что это одна из главных проблем Австралии. «Я думаю, что Соломоновы острова подписали очень открытое обязательство, и я думаю, что именно это качественно отличает его от сотрудничества на гораздо более низком уровне, которое имело место в прошлом», — заявил Батли.

Сделка также стала главной темой дебатов в ходе федеральной избирательной кампании в Австралии. «Очевидно, что оппозиция стремилась использовать это соглашение в своих интересах», — отметил Батли.

Но эксперт считает, что уровень озабоченности, выраженный Австралией, Новой Зеландией и Соединенными Штатами в отношении пакта о безопасности, оправдан. «Я думаю, что [сделка] действительно предполагает довольно серьезные намерения со стороны китайского правительства, — заявил он. — Китай усиливает свои цели как по углублению сотрудничества в области безопасности с тихоокеанскими островными странами, так и, я думаю, активно подрывает интересы таких стран, как Австралия и США».

Батли добавил, что вполне возможно, что Китай будет стремиться или даже уже заключил аналогичные соглашения о безопасности с другими тихоокеанскими островными государствами.

При этом комментаторы в Австралии и Тихоокеанском регионе заявили, что сделка с Соломоновыми островами является признаком того, что Австралия пренебрегла своими отношениями с регионом.