Турецкую экспансию сдерживает 102-я военная база России — армянский политик

Изображение: mil.ru
Российские военнослужащие на базе в Гюмри
Российские военнослужащие на базе в Гюмри

Сегодня, спустя 100 лет с момента подписания Арменией Александропольского договора можно констатировать, что стране нужно надеяться на собственные силы и армяно-российский союз, написал историк, пресс-секретарь Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов 24 октября на своей странице в соцсети Facebook.

Свой пост в соцсети Шармазанов озаглавил — «Справка». Он напомнил, что 100 лет назад со стороны США также говорилось о поддержке Армении, и даже было подписано «арбитражное решение» Вудро Вильсона (согласно ему, территории Трабзон, Эрзрум, Битлис и Ван переходили к Армении). Однако, это не помешало туркам занять Александрополь. Никакой реальной помощи от Запада тогда Армения не получила и, в итоге, 2 декабря 1920 года состоялось подписание «позорного» Александропольского договора.

«По прошествии 100 лет констатируем — надо надеяться на собственные силы и армяно-российский союз», — говорится в сообщении Шармазанова.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день, армяно-турецкую границу и некоторые участки армяно-азербайджанской границы охраняет армия России, а не западная армия. При этом, «основным фактором сдерживания турецкой экспансии является 102-я российская военная база, размещение которой в Армении продлено до 2044 г. протоколом Саргсяна-Медведева, подписанным в 2010 году».

Напомним, Александропольский «мирный договор между Арменией и Турцией» был подписан со 2 на 3 декабря 1920 года, еще непризнанным кемалистским правительством Турции и фактически потерявшим власть правительством Первой Республики Армении, в завершении армянско-турецкой войны 1920 года, в Александрополе (нынешний Гюмри).

Согласно Александропольскому договору, к Турции отходили Карсская область и Сурмалинский уезд с горой Арарат (свыше 20,7 тыс. кв. км). Временно находящимися под протекторатом Турции объявлялись районы Нахичевани, Шарура и Шахтахты.

Теоретически, в отходивших к Турции районах признавалась возможность плебисцита, но при этом Армения признавала их «неоспоримую историческую, этническую и юридическую связь с Турцией». Помимо этого, у Армении было отнято право вводить обязательную воинскую повинность, а численность армии была ограничена 1500 солдатами с 8 орудиями и 20 пулеметами. Также Армения обязывалась отозвать из Европы и Соединенных Штатов свои делегации, а всех лиц «провоцировавших и преследовавших империалистические задачи» должно было устранить от управления государством. За Турцией закреплялось право держать под контролем железные дороги и прочие пути сообщения Армении и принимать военные меры на ее территории.