МВД РФ опубликовало проект стратегии антинаркотической политики России

Изображение: rebcenter-moscow, pixabay, cc0
Стоп наркотики
Стоп наркотики
Стоп наркотики

Проект стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года опубликован для общественного обсуждения 14 февраля на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

На основе ежегодного мониторинга наркоситуации, проводимого Государственным антинаркотическим комитетом и антинаркотическими комиссиями в субъектах РФ, эксперты провели анализ и дали прогноз развития наркоситуации в России до 2030 года. В проекте дано определение государственной антинаркотической политики, названа генеральная цель стратегии и направления для ее достижения.

Одной из целей стратегии является сокращение доступности наркотических средств для населения без назначения врача. Стратегия направлена на снижение уровня негативных последствий такого потребления и формирование нетерпимости общества к наркоторговле.

Отмечается, что число лиц с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства, связанным с потреблением наркотиков, с 2010 года сократилось на 31,7% и составило в 2018 году 57,3 тыс. человек или 39,0 на 100 тыс. населения.

При этом зафиксирован значительный рост с 2010 года лиц с зависимостью от новых психоактивных веществ и полинаркоманией (2018 г. — 63,4 тыс. чел.; 2015 г. — 48,9 тыс. чел., 2010 г. — 26,4 тыс. чел.) и с зависимостью от психостимуляторов (2018 г.– 24,8 тыс. чел.; 2015 г. — 16,6 тыс. чел., 2010 г. — 7,8 тыс. чел.).

Среднероссийский показатель количества отравлений наркотическими средствами в 2018 году составляет 11,2 на 100 тыс. населения. В 2018 году число умерших от потребления наркотиков составило 4,45 тыс. человек.

Число респондентов, потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, в стратегии оценивается, по данным социологических опросов, в 1,9 млн человек, или 1,3%. С предложением попробовать наркотики сталкивается порядка 22% опрошенных граждан.

Названы вызовы и угрозы национальной безопасности в сфере контроля за оборотом наркотиков в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В частности, отмечается опасность пересмотра действующей международной системы контроля над наркотиками в сторону либерализации и легализации наркотиков, рост наркопроизводства в зонах вооруженных конфликтов. Указывается на рост предложений синтетических наркотиков, производимых на территории России из веществ, находящихся в открытом доступе, а также на масштабное использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Вызовами названы «сохранение высоких уровней наркокультивации и производства наркотиков опийной группы в Афганистане, а также тенденция к производству на его территории других видов наркотиков, в том числе синтетических», а также транзит через территорию России наркотиков и использование для их контрабанды международной почтовой связи.

Среди направлений для достижения целей — совершенствование антинаркотического законодательства, пограничного и таможенного контроля, повышение эффективности действия правоохранителей, борьба с «отмыванием» преступных доходов.

Среди мер по профилактики, в частности, указаны «постепенный отказ от информационно-образовательного подхода при организации профилактической деятельности, расширение практики использования универсальных педагогических технологий (тренинг, проектная деятельность и т. д.)» и «расширение участия добровольцев (волонтеров) в реализации антинаркотической политики государства».