Зарождающийся рынок обслуживания спутников сталкивается с новыми проблемами
Новый рынок сервисного обслуживания спутников на различных орбитах сталкивается с новыми проблемами после проведения технических демонстраций, которые показывают реализуемость и рентабельность таких услуг. Об этом 29 сентября сообщает портал SpaceNews.
Компании и другие организации в области сервисного обслуживания спутниковых аппаратов в настоящее время решают множество проблем, связанных с новизной данного рода деятельности, начиная с правовых и нормативных проблем и заканчивая разработкой стандартов.
Техническая реализуемость этих услуг была подтверждена компанией SpaceLogistics (дочерняя компания Northrop Grumman), которая пристыковала два первых модуля продления миссий (MEV) к спутникам Intelsat в апреле 2021 года. Эти модули позволили продлить срок службы крупных геостационарных спутников Intelsat на пять лет. Срок службы космического аппарата во многом ограничен запасом топлива, которое необходимо для коррекции орбиты с тем, чтобы аппарат занимал строго определенное положение в пространстве и имел нужную ориентацию.
Успешные демонстрации двух миссий MEV, а также первоначальные демонстрации возможностей аппаратов компании Astroscale поднимают целый спектр проблем, связанных с сервисным обслуживанием спутников на орбите Земли. Эти вопросы будут обсуждаться на Форуме по глобальному спутниковому обслуживанию.
Одним из этих вопросов является лицензирование. По словам вице-президента по операциям и развитию бизнеса компании Space Logistics Джо Андерсона, для его компании этот процесс начался с межведомственного обзора. «Это показало, что это сильно отличается от всего, что было лицензировано раньше, и было много шума по поводу того, как мы это лицензируем», — сказал Андерсон.
В США ни одно федеральное агентство не несет четкой ответственности за лицензирование спутникового обслуживания и других новых космических предложений. «В итоге было решено, что мы наиболее тесно связаны с Федеральной комиссией по связи», — сказал он. Таким образом, Федеральная комиссия по связи (FCC) возьмет на себя эту ответственность. «FCC стала нашим надзорным агентством с точки зрения Договора по космосу», — добавил Андерсон.
Кроме этого, наличие камер на сервисных спутниках потребовало лицензирования в коммерческом управлении по дистанционному зондированию Земли при американском Национальном управлении океанических и атмосферных исследований (NOAA), которое лицензирует коммерческие системы визуализации, выводимые на орбиту.
По словам технического директора Astroscale Майка Линдсей, поскольку спутниковое обслуживание обещает стать более распространенным, существует необходимость в разработке стандартов, облегчающих взаимодействие различных средств спутникового обслуживания с широким спектром спутников. «Идея подготовки клиентского аппарата к завершению его орбитального существования в конце срока службы или обслуживанию на орбите действительно проложит путь в будущее для дальнейших и более сложных мероприятий», — сказал Линдсей.
Также существует вопрос возможных судебных споров, которые могут произойти в результате технических сбоев, причину которых будет невозможно обосновать в суде из-за недоступности прямых доказательств. Исполнительный директор Northern Space & Security Ральф Динсли рассказал об исследовании, в котором разбирается возможный случай, когда спутник GEO потерпел катастрофический сбой, который повлиял на третью сторону, после проведения успешного обслуживания на орбите.
«Исследование больше, чем что-либо другое, показало, что существует проблема доказательства причинно-следственной связи. Это было не из-за отсутствия закона, а из-за отсутствия доказательств», — сказал он, а также добавил, что пока не существует технологии, которая может предоставить убедительные доказательства, чтобы показать, какая сторона была виновата в подобном сценарии.
По словам Динсли, его компания разрабатывает «процедуру расследования космических аварий» с целью разработки стандартов, приемлемых в суде.