1. За рубежом: реальный мир
  2. Археологические находки
Мюнхен, / ИА Красная Весна

3D реконструкция лица показала большую точность фаюмских портретов

Изображение: (сс) Nerlich AG и др. PLOS One (2020)
«Мумический портрет» древнеегипетского мальчика (слева) рядом с 3D реконструкцией его лица (справа)
«Мумический портрет» древнеегипетского мальчика (слева) рядом с 3D реконструкцией его лица (справа)

Сходство фаюмских погребальных портретов, распространенных в Египте в начале нашей эры, с оригиналом, решила проверить группа ученых из Австрии и Германии, создав 3D-цифровую реконструкцию лица. Результаты их исследования представлены в 16 сентября в журнале PLOS One.

В работе ученые использовали мумифицированные останки маленького мальчика, которые сейчас находятся в Египетском музее Мюнхена. Этот мальчик жил в Египте на рубеже первого тысячелетия нашей эры, и умер в результате болезни, вероятно пневмонии. При открытии его захоронения, найденного в 1880-х годах на кладбище недалеко от пирамиды Хавара, к юго-западу от Каира, к мумии мальчика был прикреплен портрет.

Чтобы определить сходство мальчика с портретом, ученые сделали компьютерную томографию тела ребенка и создали 3D-цифровую реконструкцию его лица. Результаты показали, что портрет был довольно точен, за исключением одного аспекта — на картине мальчик выглядел гораздо старше своих 3-х или 4-х лет.

«На портрете видны несколько „взрослые“ черты, которые, возможно, были результатом художественной условности того времени», — сказал директор Института патологии Академической клиники Мюнхен-Богенхаузен в Германии Андреас Нерлих.

По словам исследователей, реконструкция лица была «очень похожа» на портрет, так как размеры лба до линии глаз и расстояние от носа до рта «были точно такими же между портретом и реконструкцией». Однако ученые отметили разницу между шириной переносицы и размером ротового отверстия, причем оба были более тонкими и «узкими» на портрете, чем виртуальная реконструкция.

«Эти двое настолько похожи, что портрет должен был быть подготовлен незадолго до или после его смерти», — сказал Нерлих.

Однако предыдущие исследования взрослых людей, чьи портреты были прикреплены к мумии, показали, что некоторые из них действительно очень схожи с реальностью, но далеко не все. У одной мумии пожилого человека с белой бородой, был прикреплен портрет человека, когда он был молод, в то время как у другой, известной как «мумия Глиптотека», был портрет совсем другого человека.

Фаюмские портреты стали следствием греко-римского влияния на погребальную традицию Древнего Египта. Портрет, который прикрепляли к мумии, заменял погребальную маску. Сейчас коллекции фаюмских портретов находятся во многих музеях мира, в том числе в Британском музее, Лувре и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.