1. Классическая война
  2. Вооружения США
Байконур, / ИА Красная Весна

Ровно 50 лет назад США «подарили» СССР секретный беспилотный разведчик

Изображение: (сс) U.S. Air Force
Беспилотный самолет-разведчик D-21B
Беспилотный самолет-разведчик D-21B

Ровно пятьдесят лет исполнилось инциденту с американским «одноразовым» беспилотным самолетом-разведчиком D-21B, 9 ноября сообщает «Российская газета».

9 ноября 1969 года беспилотный самолет, «перемахнув» через Китай, относительно благополучно приземлился в пустынной казахской степи, всего в нескольких сотнях километров от космодрома Байконур, где и был найден советской контрразведкой.

Завершивший таким образом свой первый «боевой» полет новейший скоростной высотный беспилотный аппарат США стартовал со своего носителя — стратегического бомбардировщика B-52H — с целью разведки ядерного полигона Лобнор на западе Китая.

В ОКБ Туполева, куда был доставлен беспилотник, специалисты тщательно исследовали аппарат. Считается, что высокая оценка характеристик американского изделия подтолкнула комиссию Совмина СССР по военно-промышленным вопросам к принятию решения о создании подобного беспилотного разведчика и в СССР (проект БПЛА «Ворон»).

Разработку стратегических беспилотных летательных аппаратов в США начали после того, как 1 мая 1960 года над Свердловской областью советской зенитной ракетой был сбит считавшийся ранее неуязвимым американский самолет-разведчик U-2 с летчиком Френсисом Гэри Пауэрсом на борту. Последовавший после этого запрет пилотируемых разведывательных полетов над территорией СССР поставил ЦРУ перед необходимостью искать другие способы получения разведовательной информации.

Полет первого варианта нового американского разведывательного БПЛА (модели Lockheed D-21) состоялся 22 декабря 1964 года. Уже во время второго испытательного полета аппарат достиг высоты 27 400 м и скорости М=3,3. На первое боевое задание в ноябре 1969 года была отправлена уже вторая модификация D-21B, отличавшаяся от первой прежде всего тем, что запускалась не со сверхзвукового высотного разведывательного самолета Lockheed A-12 (М21), а с более традиционного воздушного носителя — стратегического бомбардировщика В-52Н.

Предполагалось, что после того, как беспилотник-шпион завершит фотосъемку китайских оборонных объектов, он должен будет лечь на обратный путь, сбросить в назначенной точке Тихого океана контейнер с разведывательными данными и аппаратурой и самоуничтожиться. Какой сбой произошел в системе управления БПЛА, приведший к «бегству» воздушного шпиона в СССР, теперь уже не известно.

Всего в рамках программы, которая была окончательно закрыта американцами в 1971 году, было построено 38 «одноразовых» БПЛА моделей Lockheed D-21A и D-21B. Из них 21 аппарат был использован на испытаниях и в четырех (по другим данным — в пяти) боевых вылетах над территорией Китая. По фатальному стечению обстоятельств даже полеты, прошедшие успешно, завершались потерей контейнеров с добытыми разведданными.

Окончательный крест на разработках в этом направлении поставило введение американцами в эксплуатацию спутника-шпиона КН-11 — намного более «рентабельного» способа получения информации, передающего изображение на землю практически сразу после фотографирования.