1. Социальная война
  2. Мнения граждан
Александр Баркалов / ИА Красная Весна /
Что выгоднее для города — развивать инфраструктуру или отказаться от электросамокатов?

Участники «самокатных войн» Новосибирска обозначили свои позиции

Карл Оффтердингер. Милые сказки (фрагмент). XIX в.
Карл Оффтердингер. Милые сказки (фрагмент). XIX в.

Обсуждение преимуществ и проблем, связанных с эксплуатацией электросамокатов в черте города, состоялось в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Новосибирске 9 августа, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В дискуссии под ярким названием «Самокатные войны» приняли участие приглашенные спикеры и жители города.

Представитель библиотеки объяснила, что целью подобных мероприятий ставится «обсуждение актуальных городских проблем вместе с общественностью, с экспертами», чтобы найти возможные точки соприкосновения.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ведущая обозначила круг вопросов для обсуждения: «Что выгоднее для города — развивать инфраструктуру или отказаться от самокатов? Каков статус самокатчиков? Это и не автомобилисты, и не пешеходы — как найти компромисс?»

Самокаты с момента своего появления в Новосибирске стали модным видом транспорта, полюбившимся многим горожанам. Однако со временем значительно возросшее число самокатов привело к соответствующим осложнениям для города. Участились случаи дорожных происшествий, связанных с неосторожным вождением электросамокатов, а также проблемы, связанные с парковкой арендуемого двухколесного транспорта.

В качестве спикеров по теме «Самокатных войн» выступили Леонид Лифанов — общественник, один из основателей урбанистической группы «Комфортный регион», Денис Балакирев — пресс-секретарь компании «Whoosh» («Вуш»), занимающейся прокатом электросамокатов, а также Георгий Андреев — депутат Горсовета Новосибирска. Послушать мнения экспертов и пооппонировать им пришли жители города.

Изображение: Фото предоставлено пресс-службой ЦБС Центрального округа Новосибирска
г. Новосибирк. Спикеры дискуссии «Самокатные войны». Слева направо: Лифанов, Балакирев, Андреев
г. Новосибирк. Спикеры дискуссии «Самокатные войны». Слева направо: Лифанов, Балакирев, Андреев

Эксперты

Леонид Лифанов высказал мнение, что основной причиной возникновения «самокатных войн» является отсутствие необходимой инфраструктуры в Новосибирске — не хватает велодорожек, чтобы самокатчики могли ехать вне тротуара и не задевать прохожих.

При этом общественник заявил, что нельзя отказываться от такого удобного средства передвижения: «Я считаю, что электросамокаты выполняют важную функцию в городе Новосибирске — они заменяют ночной общественный транспорт».

Лифанов сослался на положение с ночным транспортом в столице России. В Москве, подчеркнул спикер, этот вопрос уже решен — действуют рейсовые автобусы. В Новосибирске ночного транспорта нет.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирк. Спикер дискуссии «Самокатные войны» Леонид Лифанов
г. Новосибирк. Спикер дискуссии «Самокатные войны» Леонид Лифанов

В свою очередь пресс-секретарь компании «Whoosh» Денис Балакирев обозначил круг задач, которые сейчас решает его организация в области обеспечения безопасности езды на арендуемых электросамокатах.

«Все наши самокаты постоянно находятся на связи с облачным хранилищем [информации]. И мы видим всегда, даже по прошествии какого-то времени, информацию о поездке. Если произошло ДТП с участием пешехода, автомобиля, то мы по запросу ГИБДД можем отследить эту поездку и предоставить данные о пользователе и самокате, если было совершено правонарушение», — указал спикер.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирск.  Спикер дискуссии «Самокатные войны» Денис Балакирев
г. Новосибирск. Спикер дискуссии «Самокатные войны» Денис Балакирев

Парковки для самокатов

Депутат Горсовета Новосибирска Георгий Андреев уделил внимание юридической стороне обсуждаемой темы.

«У [новосибирского] муниципалитета, на мой взгляд, существуют серьезные разногласия в понимании законности с конкретными двумя юридическими лицами <…> — компаниями, занимающимися этой деятельностью», — указал депутат.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирск.  Спикер дискуссии «Самокатные войны» Георгий Андреев
г. Новосибирск. Спикер дискуссии «Самокатные войны» Георгий Андреев

Андреев добавил, что власти готовы к диалогу с бизнесом, но будут пресекать нарушения законодательства.

«Нет проблемы в том, чтобы развивать эту деятельность в Новосибирске. Проблема в том, чтобы правильно использовать муниципальное имущество. Потому что ведение коммерческой деятельности — чем и является история с самокатами — без соответствующего оформления — это правонарушение. И прокуратура на это моментально реагирует», — подчеркнул народный избранник.

Депутат добавил, что еще не поставлена точка в конфликтной ситуации между муниципалитетом Новосибирска и кикшеринговыми компаниями из-за парковок для арендуемых самокатов.

Изображение: Фото предоставлено пресс-службой ЦБС Центрального округа Новосибирска
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Напомним, в июне текущего года мэрия Новосибирска обратилась в Арбитражный суд с иском к кикшеринговым компаниям, организующим прокат электросамокатов. Муниципальные власти потребовали запретить размещение «коммерческих» электросамокатов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

За указанные нарушения административная комиссия города наложила крупные штрафы на сервисные компании. В свою очередь компания «Whoosh» направила в суд встречный иск против мэрии Новосибирска с требованием признать неправомерность штрафных санкций.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Мнения горожан

Жители Новосибирска охотно высказывались по поводу состояния дорожной инфраструктуры города.

Один из гостей встречи затронул тему оборудования улиц Новосибирска в соответствии с потребностями разных категорий горожан. Он указал на недостатки дорожно-тротуарной сети города, плохо приспособленной для людей с ограниченными возможностями движения.

Изображение: Фото предоставлено пресс-службой ЦБС Центрального округа Новосибирска
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Если проблема с электросамокатами широко обсуждается, как новая, то при этом существуют еще и старые нерешенные проблемы обычных пешеходов и «пешеходов на колесах».

«Самокаты — это проблема, которая проявляется наиболее остро. Но кроме того есть еще велосипедисты, есть мамы с колясками, есть такие категории, как я — в „кресле на колесах“. Основная проблема в том, что город не приспособлен для „колесных пешеходов“. По моему опыту, единственная [оборудованная] улица в городе — это перед ЦУМом», — заявил участник дискуссии.

Изображение: Фото предоставлено пресс-службой ЦБС Центрального округа Новосибирска
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Другая участница встречи указала на опасности, связанные с двухколесной техникой. Для горожан не секрет, что в Новосибирске с появлением электросамокатов случилось уже немало дорожных происшествий, связанных с неосторожным и безответственным вождением таковых, напомнила она.

Женщина отметила, что нередко совершившие наезд на пешехода самокатчики просто скрываются с места ДТП, а пострадавший пешеход не всегда может точно указать, кто и на каком самокате его сбил. Поступившее предложение записывать номер, расположенный на самокате, не удовлетворило участницу дискуссии.

Изображение: Фото предоставлено пресс-службой ЦБС Центрального округа Новосибирска
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Я хожу пешим курьером и наблюдаю за этими самокатами. Меня два раза уже сбивали <…> Номера на самокатах расположены так, что, например, подслеповатая бабушка его сразу не увидит. <…> Я хотела бы внести предложение устанавливать регистраторы на [арендуемых] самокатах», — поделилась своей встревоженностью жительница Новосибирска.

На предложение об установке видеорегистраторов на электросамокаты ответил представитель компании «Whoosh» Денис Балакирев. По словам спикера, такое нововведение технически невозможно осуществить из-за большого числа самокатов, задействованных в сервисе аренды.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Со своей стороны Балакирев предложил в случае дорожных происшествий, связанных с арендуемыми самокатами, обращаться в техподдержку кикшеринговой компании и указать все подробности произошедшего.

По словам спикера, техподдержка может отследить, кто именно брал самокат в аренду в указанное время и двигался по обозначенному маршруту.

Изображение: Александр Баркалов © ИА Красная Весна
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
г. Новосибирк. Дискуссия «Самокатные войны» в Центральной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

В ходе дискуссии участники не заметили, как истекло время, отведенное на мероприятие. Ведущей не раз пришлось напоминать собравшимся о необходимости завершать обсуждение.

Таким образом, тема электросамокатов в городе Новосибирске остается актуальной и острой, несмотря на то, что сам по себе этот вид транспорта, а также сервисы по прокату самокатов уже стали привычными для горожан.

И сторонников самокатов, и пешеходов волнует и вопрос дорожной инфраструктуры города, и необходимость введения новых дорожных правил после появления нового вида транспорта. Будут ли выделены и проложены отдельные дорожки для велосипедов и самокатов? Разрешат ли самокатчикам организовывать парковки на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности? Как урезонят неаккуратных водителей самокатов?

Текущего городского законодательства не в полной мере хватает для объяснения всех правил и решения всех проблем, связанных с электросамокатами. Поэтому и приглашенные эксперты, и горожане ожидают от властей города решения этих накопившихся «двухколесных» проблем.