Ледокол нового поколения «Илья Муромец» вошел в состав Северного флота

Изображение: mil.ru
Ледокол проекта 21180 Илья Муромец
Ледокол проекта 21180 Илья Муромец

Дизель-электрический ледокол нового поколения проекта 21180 «Илья Муромец» вспомогательного флота ВМФ России отправился к месту постоянного базирования в Баренцевом море, 26 декабря сообщается на официальном сайте Министерства Обороны РФ.

Ледокол успешно прошел все этапы заводских ходовых и государственных испытаний в морских полигонах Балтийского флота. Специалистами и моряками были проверены работа авиационного комплекса ледокола в различных погодных условиях, технические возможности судна по буксировке и обеспечению вспомогательных функций. По окончанию испытаний 30 ноября 2017 года судно было торжественно передано в состав ВМФ России.

Теперь ледоколу предстоит совершить переход протяженностью около 2000 миль из Балтийской военно-морской базы до Баренцева моря к месту постоянного базирования. Судно будет обеспечивать деятельность ВМФ России в Арктической зоне.

Сообщается, что главной особенностью ледокола нового поколения является его многофункциональность, которая позволяет применять его круглый год. В зимний период судно может самостоятельно осуществлять ледовую проводку кораблей ВМФ, а в другое время на нем возможно проводить весь комплекс гидрографических и гидрометеорологических исследований. Кроме того, ледокол будет выполнять задачи патрулирования, буксировки кораблей, транспортировки грузов и снабжения баз и аэродромов ВМФ. Также судно может использоваться в поисково-спасательных операциях.

Отметим, что ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» — первый за 45 лет ледокол, построенный в интересах ВМФ России. Ледокол был заложен на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге 23 апреля 2015 года, а уже в июне 2016 года был спущен на воду для достройки и прохождения испытаний. Водоизмещение ледокола составляет 6 000 т при длине 85 м и максимальной ширине 20 м. Судно сможет преодолевать лёд толщиной до 1,5 м и развивать скорость хода в 15 узлов. При этом экипаж корабля всего 32 человека. Кроме того, на ледоколе предусмотрена возможность перевозить 50 пассажиров.

Напомним, что изначально планировалась постройка 4 ледоколов проекта 21180, спроектированных нижегородским КБ «Вымпел», но позже планы были пересмотрены и было принято решение ограничиться одним судном. В дальнейшем Минобороны планирует построить еще два ледокола меньшего водоизмещения класса «река-море» по удешевленному модернизированному проекту 21180М.

Отметим также, что в рамках госпрограммы вооружения планируется создание еще двух новых патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 для нужд Тихоокеанского и Северного флота водоизмещением в 8,5 тыс. т. В отличие от «Ильи Муромца», на новых кораблях будет установлено вооружение, а также будут базироваться два скоростных боевых катера типа «Раптор», вертолет Ка-27 и судно на воздушной подушке типа «Манул», что позволит этим судам выполнять самостоятельно патрульные функции в Арктической зоне в зимний период. По совокупности характеристик аналогов проекту 23550 в мире нет. Головной корабль должен быть спущен на воду в 2018 году. Всего же для нужд вспомогательного флота ВМФ РФ планируется построить около 180 судов до 2027 года.