1. Политическая война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Книга воспоминаний Франциска о Бенедикте XVI: «Для меня он был отцом»

Изображение: Максим Додонов © Красная Весна
Католический крест
Католический крест

Папа римский Бенедикт XVI был для меня отцом, заявил глава Римской католической церкви папа Франциск в своей книге-интервью с журналистом Хавьером Мартинесом-Брокалем «El Sucesor», опубликованной 3 апреля.

«Бенедикт был человеком большой доброты. В некоторых случаях некоторые люди воспользовались им, возможно, без злого умысла, и ограничили его передвижения. К сожалению, в каком-то смысле они окружали его. Он был очень деликатным человеком, но он не был слабым, он был сильным. Но он был скромен с самим собой и предпочитал не навязываться. Поэтому он много страдал», — вспоминает в интервью Франциск своего предшественника.

«Он позволил мне вырасти, — объясняет понтифик, — он был терпелив. И если он не видел чего-то ясно, он думал об этом три или четыре раза, прежде чем сказать мне. Он позволил мне расти и дал мне свободу принимать решения».

Франциск также рассказал об отношениях, которые связывали его с почетным папой в отставке на протяжении почти десяти лет их сосуществования в Ватикане: «Он оставил мне свободу, он никогда не вмешивался. Однажды, когда было принято решение, которое он не понял, он очень естественным образом попросил у меня объяснений. Он мне сказал: „Слушай, я этого не понимаю, но решение в твоих руках“, я объяснил ему причины, и он был счастлив».

В книге Бергольо также указывает, что его предшественник никогда не выступал против ни одного его решения: «Он никогда не лишал меня поддержки. Возможно, он был с чем-то не согласен, но никогда этого не говорил».

Франциск также вспомнил обстоятельства своего прощания с Бенедиктом в среду 28 декабря 2022 года, когда он в последний раз видел его живым: «Бенедикт лежал в постели. Он все еще был в сознании, но уже не мог говорить. Он посмотрел на меня, пожал мне руку, понял, что я сказал, но не смог произнести ни слова. Я оставался с ним так некоторое время, глядя на него и держа его за руку. Я прекрасно помню его ясные глаза… Я с любовью сказала ему несколько слов и благословила его. Вот так мы попрощались».

Что касается преемственности между понтификатами, Франциск сказал: «Что я вижу в последних папах… так это то, что каждый следующий понтифик всегда отличался преемственностью, преемственностью и различием», потому что «в преемственность каждый привносил свою личную харизму… всегда существует непрерывность, а не разрыв».

Франциск также рассказал о конкретном случае, в котором его защищал Бенедикт XVI. «У меня был с ним очень приятный разговор, когда несколько кардиналов пришли ему навстречу, удивленные моими словами о браке, и он был с ними очень откровенен. Однажды они пришли к нему домой, чтобы практически отдать меня под суд, и при нем обвинили меня в пропаганде гомосексуальных браков. Бенедикт не расстроился, потому что прекрасно знал, что я думаю об этом. Он выслушал их всех, одного за другим, успокоил и все им объяснил».

«Однажды я сказал, что, поскольку брак является таинством, его нельзя заключать в отношении гомосексуальных пар, но как-то необходимо было дать какие-то гарантии или гражданскую защиту положению этих людей. Я сказал, что во Франции существует формула „гражданских союзов“, которая на первый взгляд может быть хорошим вариантом, поскольку она не ограничивается браком. Например, — подумал я, — можно разместить троих пожилых пенсионеров, которым необходимо разделить медицинские услуги, наследство, жилье и т. д. Я имел в виду, что мне это показалось интересным решением. Некоторые пошли сказать Бенедикту, что я говорю ереси. Он слушал их и с великим восторгом помогал им различать вещи… Он говорил им: „Это не ересь“. Как он меня защищал!.. Он всегда защищал меня», — вспоминает папа Франциск.

Папа также ответил на вопрос журналиста о книгах, выпущенных в связи со смертью почетного папы в отставке. Франциск ответил: «Они причинили мне огромную боль: то, что в день похорон была опубликована книга, которая меня расстроила, рассказывая неправду, очень печально. Естественно, меня это не касается, в том смысле, что оно касается не меня лично. Но мне было больно, что Бенедикта использовали. Книга была издана в день его похорон, и я воспринял это как недостаток благородства и человечности».

Франциск сообщил Хавьеру Мартинесу-Брокалю, что он уже инициировал пересмотр процедуры папских похорон, объяснив, что поминки по Бенедикту XVI были последними, когда тело папы римского было вне гроба, а лежало на катафалке с подушками.

За римскими папами «следует присматривать и хоронить, как и за любым другим сыном Церкви. С достоинством, как любой христианин».