Переход к рыночной экономике сделал Кудрина счастливым человеком
«Я счастлив, что… это произошло», — заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин о переходе к рыночной модели экономики, отвечая на вопрос ведущего на Общероссийском гражданском форуме в Москве 8 декабря, передает корреспондент ИА Красная Весна.
На вопрос журналиста о том, когда он чувствовал себя счастливее, Алексей Кудрин рассказал вначале о реализации проектов «Комитета гражданских инициатив» по поддержке любой общественной деятельности НКО. Среди них он упомянул и несколько своих проектов: образовательных, научных и культурных.
В профессиональной работе председатель Счетной палаты отметил, что в его судьбе «страна переходила от государственной, достаточно тоталитарной модели, к рыночной». Он вспоминает: «Это мы стали — мое поколение, осознавать еще живя в Советском Союзе, поскольку я был экономист и наш экономический факультет Петербургского университета имел доступ ко всей западной литературе, по крайней мере тот круг людей с которым я учился. И мы понимали, что мы должны уже… и вот эта модель уже изживает себя».
Будучи еще молодым человеком, Алексей Кудрин принял решение: «И я когда-то себе сказал, что я сделаю все возможное, для того чтобы Россия — Советский Союз, мы тогда говорили Советский Союз — мы не предполагали его развала, переходили к этому рынку. Создавали кружки, какие-то инициативные группы, которые разрабатывали отдельные вопросы — как будет, когда мы начнем переходить».
Кудрина не смущают трудности переходного периода, длящегося больше четверти века: «И поэтому я считаю, что вот этот переход — он все-таки идет, как бы трудно это ни происходило, как бы у нас трудно ни прививались институты, как бы нам ни требовались время и практика создания вот этих новых институтов вот этой новой модели, новой системы. Я считаю, что это все-таки произошло, — произошло на моей памяти».
Алексей Кудрин отдает себе отчет в степени перелома общества: «Это создает дикие противоречия в человеческой среде, в общении, в понимании вообще где мы находимся. У нас перевернулось отношение полностью к каким-то вещам: к большевикам, к революции, к советскому коммунизму, к рынку, к демократии, к моделям демократии, к другим странам. То есть у целого поколения это произошло, и поэтому мы сегодня в таком противоречивом мире». При этом экс-министр финансов продолжает: «Но вообще-то я счастлив, что в общем это произошло, что мы в конечном счете идем все-таки в части создания более современного и такого близкого человеку и ориентированного на человека общества».
Напомним, переход к рыночной экономике стал для граждан Советского Союза мощнейшим ударом, о чем красноречивее всего говорят сухие данные статистики по демографической ситуации 90-х годов, которые продолжают отражаться на нынешней ситуации в той же экономике. Власть предлагает решать эти проблемы за счет самых незащищенных групп населения, снижая социальные обязательства: повышая возраст выхода на пенсию, «оптимизируя» систему образования и медицинской помощи, которые неумолимо переходят в сферу услуг.
Когда Алексей Кудрин говорит о понимании того, что «модель уже изживала себя», он оставляет за скобками внешнеполитическую ситуацию конца 70-х, начала 80-х годов прошлого века, когда СССР находился в противостоянии с западным миром — противостоянии двух экономических укладов. Неизбежным последствием такого противостояния была экономическая война, которая выражалась в попытках довести противника до истощения ресурсов. После разрушения СССР Запад получил свободу действий в экономической сфере, а осколки Советского Союза влились в мировую капиталистическую систему. В настоящее время вновь нарастает противостояние, которое уже получило название «холодная война 2.0».