Nikkei: экономика Шри-Ланки стала похожа на бомбу замедленного действия

Изображение: (сс) Alexandre Dulaunoy
Самодельное взрывное устройство
Самодельное взрывное устройство
Самодельное взрывное устройство

Экономику Шри-Ланки в эпоху COVID-19 сравнивают с бомбой замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Об этом 27 октября пишет Nikkei Asia.

Валютные резервы страны падают, стоимость жизни растет, а центральный банк продолжает печатать деньги.

Центральный банк Шри-Ланки только в октябре напечатал более 130 миллиардов рупий (640 миллионов долларов), но это лишь верхушка айсберга. С декабря 2019 года по август 2021 года денежная масса Шри-Ланки увеличилась на 2,8 триллиона рупий — более 42%.

Большая часть денег пошла на выплату заработной платы 1,2 млн служащих государственного сектора и на выплату пенсий, которые ежегодно обходятся правительству в один триллион рупий. В отличие от частного сектора, который пострадал от сокращения заработной платы во время пандемии COVID-19, государственные служащие продолжали получать полную оплату, несмотря на пустую государственную казну.

В середине октября Коломбо снял контроль над ценами на основные продукты питания, включая бытовой газ. Это привело к тому, что цена на 12,5-килограммовый баллон сжиженного газа подскочила с 1400 рупий до 2675 рупий за неделю. Пачка 400-граммового сухого молока, являющегося основным продуктом почти в каждом доме Шри-Ланки, выросла до 480 рупий с 380 рупий, а пшеничная мука подорожала на 10 рупий за килограмм, что привело к подорожанию хлеба и других мучных изделий.

Эксперты считают, что повышение цен в значительной степени связано с неудачными политическими решениями в прошлом.

В 2019 году, вскоре после того, как президент Готабая Раджапакса был избран президентом, было объявлено о радикальном снижении налогов, чтобы выполнить предвыборное обещание. Благоприятные условия включали снижение налога на добавленную стоимость с 15% до 8% и отмену 2% налога на государственное строительство на отечественные товары и услуги.

Вместе с обрушением туристического сектора экономики из-за коронавирусных ограничений данное решение в налоговой политике островного государства существенно сократило доходность бюджета.

В 2020 году государственные доходы в Шри-Ланке составили примерно 9,6% валового внутреннего продукта страны по сравнению с 12,6% в 2019 году в преддверии снижения налогов.

В сложившейся ситуации все громче звучат голоса местных и международных экономических экспертов, которые настаивают на том, что единственный выход для Шри-Ланки сейчас — обратиться к Международному валютному фонду за кредитом.