Военные Венесуэлы хранят верность Мадуро. Вторжение США неизбежно?
Большинство экспертов сходятся на мнении, что ключевую роль в политическом кризисе в Венесуэле будет играть позиция армии Боливарианской Республики.
С самого начала кризиса западные политики пытались оказывать давление на венесуэльскую элиту, включая военных. Наиболее прямо и бесцеремонно это осуществляли американцы. Еще 26 января военный атташе Венесуэлы в США перешел на сторону лидера оппозиции Хуана Гуайдо. Однако американцам этого было совершенно недостаточно.
15 февраля помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в интервью телеканалу Fox News заявил, что большая часть высших офицеров ВС Венесуэлы коррумпирована и американцы втайне от президента Венесуэлы Николаса Мадуро ведут переговоры с ключевыми генералами и политиками страны.
В тот же день, 15 февраля, США ввели санкции против главы сил специальных операций Венесуэлы (FAES) Рафаэля Энрике Бастардо Мендозы, а 18 февраля Болтон обвинил FAES в массовых убийствах: «Начиная с января следы более 40 убийств ведут к эскадронам смерти Мадуро, известным как FAES. Мир следит за этим, а виновные будут привлечены к ответственности».
Нельзя сказать, что давление американцев не оказало никакого влияния на венесуэльскую армию. 18 февраля в сети появилось обращение пяти военных, сбежавших ранее на территорию Колумбии. Дезертиры заявили, что «готовы на всё, дабы положить конец этому коррумпированному правительству». Однако самый старший из них по званию, пожелавший подписаться, — всего лишь лейтенант. Обращение не осталось без внимания силовых структур Венесуэлы, и уже на следующий день военных задержали силы контрразведки страны.
20 февраля совершил предательство и перешел на сторону Гуайдо еще один военный. Им стал атташе Венесуэлы при ООН полковник Педро Чирингос.
В связи с тем, что массового перехода военных на сторону лидера оппозиции Хуана Гуайдо не произошло, Вашингтон продолжил давление, снова устами помощника Трампа Болтона, который 22 февраля в своем Twitter заявил о том, что США будут наказывать венесуэльских военных, если те подчинятся приказу Мадуро и будут блокировать каналы с гуманитарной помощью. 23 февраля Болтон призвал ВС Венесуэлы «перейти на сторону демократии».
Подал свой голос и сам Гуайдо, который 23 февраля призвал в очередной раз военных переходить на свою сторону и попытался убедить население страны в том, что «у диктатуры остались только вооруженные группы. Вооруженные силы должны защищать наш народ. Господа военные, не позволяйте этим нерегулярным группировкам устраивать резню венесуэльцев».
Оба этих призыва были связаны с попытками американцев доставить в Венесуэлу гуманитарную помощь. Действующие власти страны обвиняют США в попытке замаскировать поставками гуманитарной помощи военное вторжение в Боливарианскую Республику, и потому предупредили, что корабли ВМС Венесуэлы не пропустят судно, вышедшее с 250 тоннами гуманитарной помощи из Пуэрто-Рико.
Венесуэла закрыла границы с Бразилией и Колумбией. Судно было вынуждено курсировать в нейтральных водах, а венесуэльские военные предупредили о том, что оно будет обстреляно при попытке нарушить границы территориальных вод страны.
В тот же день, 23 февраля, многотысячная демонстрация поддерживающих оппозицию вышла к казармам ВВС Ла-Карлотта в столице Венесуэлы Каракасе. Протестующие призывали военных переходить на свою сторону и помогать поставкам гуманитарной помощи в страну. Количество протестантов достигло 20 тысяч у казарм. Еще около 5 тысяч человек устроили протестную акцию у казарм Национальной гвардии Венесуэлы и армейских частей.
Результаты давления на военных пока достаточно скромны. 24 февраля из Национальной боливарианской гвардии Венесуэлы дезертировали еще трое солдат, которые перешли границу с Колумбией. Подавляющее большинство военнослужащих ВС Венесуэлы сохраняет верность Мадуро.
На фоне того, что армия Венесуэлы не раскалывается и готова оборонять суверенитет страны и действующую власть, некоторые внешние игроки, по крайней мере на словах, демонстрируют желание разрешить кризис мирным путем. Так, вице-президент соседней Бразилии Амилтон Моуран 25 февраля заявил о том, что ее власти никогда не рассматривали возможность применения силы против Венесуэлы.
С заявлением о необходимости избежать любого военного вмешательства в Венесуэлу выступила и представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич 25 февраля на пресс-конференции в Брюсселе. По ее словам, в Евросоюзе не видят никаких альтернатив мирному разрешению ситуации.
Видя неэффективность угроз, Вашингтон для продавливания своей линии стал действовать более напористо. 25 февраля минфин США ввел санкции против губернаторов четырех венесуэльских штатов. Причем двое из чиновников — Рамон Каррисалес и Хорхе Корнейро — в прошлом возглавляли министерство обороны Венесуэлы. Можно полагать, что это те самые «представители венесуэльской элиты», с которыми американцы вели тайные переговоры. И, судя по санкциям, склонить их к предательству Вашингтону не удалось.
В этот же день состоялись события, ярко иллюстрирующие авторитет Национальной гвардии для венесуэльцев. Офицер Национальной боливарианской гвардии Венесуэлы сумел остановить шествие протестующих против действующего президента на мосту между Колумбией и Венесуэлой. Нацгвардейцам удалось договориться с протестантами не увеличивать напряженность и вернуться на колумбийскую сторону моста.
Из описанного выше можно заключить, что попытки давления на венесуэльский генералитет и представителей элиты страны, связанных с силовыми структурами, имеют достаточно низкий эффект. Наиболее крупным чином, перешедшим на сторону Гуайдо, стал генерал ВВС Франсиско Эстебан Янес Родригес, однако это случилось еще 2 февраля, и спустя три недели большая часть армии продолжает поддерживать Мадуро и не реагирует ни на угрозы, ни на обещания благ за переход «на сторону демократии».
Потому существуют серьезные опасения перехода США к непосредственному силовому вмешательству. Их выразил глава ФСБ РФ Николай Патрушев, 27 февраля заявивший о свидетельствах концентрации американских военных в граничащей с Венесуэлой Колумбии и переброске бойцов сил специальных операций США в Пуэрто-Рико. Решится ли Белый дом на силовую авантюру, которая грозит развязыванием в одном из государств Латинской Америки гражданской войны, пока неизвестно.