Узбекистан и Киргизия подписали соглашение по Камбаратинской ГЭС
Соглашение о совместной подготовке инвестиционного проекта «Строительство Камбаратинской ГЭС-1» в Киргизии подписали президенты Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Киргизии Садыр Жапаров в рамках государственного визита Жапарова в Ташкент, 13 марта сообщает пресс-секретарь Жапарова Галина Байтерек.
«Подписано Соглашение о совместной подготовке инвестиционного проекта „Строительство Камбаратинской ГЭС-1“ в Киргизии и протокол по взаимопоставкам электроэнергии», — заявила Байтерек.
Планируется, что мощность ГЭС будет составлять 1860 мегаватт, — это в полтора раза больше, чем у Токтогульской ГЭС на реке Нарын, являющейся самой крупной ГЭС в Киргизии. Камбаратинскую ГЭС-1 также планируется построить на крупнейшей реке Киргизии Нарын.
Данный проект был разработан еще в СССР. Планировалось для строительства плотины Камбаратинской ГЭС-1 произвести крупномасштабный взрыв, обрушив в русло реки горные породы левобережного склона. По плану надо было взорвать 247 000 тонн смеси аммиачной селитры и дизельного топлива.
Всего планировалось взорвать 259 млн м3 породы, из которых 112 млн м3 должны были уложиться в плотину высотой 275 м — третью по высоте в СССР, после строящейся Рогунской и Нурекской, и одну из самых высоких в мире. Взрыв должен был стать самым мощным промышленным взрывом в истории, намного опережая предыдущие как обычные, так и ядерные взрывы, производившиеся в мирных целях.
Второе рождение проект должен был получить в 2012 году, когда соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 подписало российское ПАО «Интер РАО», но в конце 2015 года президент Алмазбек Атамбаев заявил, что «Интер РАО» не сможет выполнить обязательства по проекту. Правительство инициировало денонсацию двух соглашений, второе — о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Начался поиск новых инвесторов.
В 2017 году Мирзиёев заявил о готовности участвовать в строительстве Камбаратинской ГЭС. В 2020-м Киргизия заявила о самостоятельном возведении КАГЭС-1. Планировалось своими силами построить подъездные дороги, мосты и другую инфраструктуру — основное строительство должно было вестись за счет инвесторов, которые ищутся до сих пор.
Стоимость проекта, по предварительным данным, составляет $2,9 млрд. Срок окупаемости составит двенадцать лет.