Эксперт объяснил последствия запрета на экспорт пальмового масла Индонезией
Последствия решения Индонезии запретить экспорт пальмового масла для мировых продовольственных рынков драматичны, сообщил эксперт-аналитик в области международных сельскохозяйственных и сырьевых рынков Олаф Зинке. 25 апреля его статья опубликована на немецком новостном портале Agrarheute.
Мировые цены на растительное масло приближаются к многолетним максимумам во всем мире. Стоимость рапса и рапсового масла находится на беспрецедентно высоком уровне. На европейском фьючерсном рынке она поднялась почти до €1100 — новый рекорд.
К отягчающим обстоятельствам добавляется отсутствие импорта рапса с Украины. Европейский рынок готовится к длительному дефициту украинского подсолнечного масла, и теперь большая часть спроса смещается на рапсовое масло. Сообщается о всё большем числе заинтересованных покупателей.
После слабого урожая рапса в 2021 году и ожидаемого конечного запаса на крайне низком уровне, с августа возникнут серьезные проблемы с поставками, считает Зинке. Кроме того, Еврокомиссия ожидает только 4 млн тонн импорта для новой кампании (из-за потери Украины как основного поставщика рапса). Это на 900 000 тонн меньше, чем в предыдущем году.
В Канаде нынешний сев рапса проходит в условиях влажного и холодного климата, что не особенно способствует хорошему ходу работ. Как результат всех этих факторов, мировые цены на растительное масло выросли почти до многолетнего максимума. Пальмовое масло, наиболее широко используемое растительное масло, подорожало на малайзийской фондовой бирже более чем на 6%, приблизившись к рекордно высокому уровню в марте, в то время как фьючерсы на соевое масло в Чикаго колебались на самом высоком уровне с 2008 года.
В некоторых странах идет дискуссия о выборе между продуктами питания и биодизель, на производство которого идет рапс. Например, генеральный директор Совета по пальмовому маслу Малайзии заявил: «Очень важно, чтобы многие страны обеспечили использование имеющихся масел и жиров в пищу и временно приостановили или сократили свои потребности в биодизельном топливе». Малайзия, на долю которой приходится 31% мировых поставок пальмового масла, является вторым по величине производителем пальмового масла в мире после Индонезии с долей 56%.
Зинке предупредил, что прекращение поставок пальмового масла и других товаров может увеличить и без того огромные затраты производителей продуктов питания во всем мире и вынудить правительства сделать выбор между пищевыми растительными маслами и биотопливом.