The Japan Times: политический корабль Кисиды продолжает набирать воду
Администрация премьер-министра Японии Фумио Кисиды сталкивается с недовольством внутри правящей коалиции, растущим разочарованием со стороны консервативных элементов в его партии ЛДП и устойчиво низкими рейтингами общественного одобрения, сообщает 11 октября The Japan Times, разместив большую обзорную статью о проблеме.
Премьер-министр Фумио Кисида сделал все возможное, чтобы японская политика оставалась скучной.
Он избегал каких-либо серьезных спорных законов. Он придерживался курса по основным политическим вопросам, по существу реализуя политику, разработанную предыдущими администрациями. Даже его недавние перестановки в кабинете министров были случайностью. Но, несмотря на все его усилия по сохранению стабильности, под гладкой вроде бы поверхностью образуются трещины.
Направляясь к следующему этапу политического календаря, который включает назначение нового спикера нижней палаты парламента, дополнительные парламентские выборы, партийные президентские выборы и возможные досрочные выборы, Кисиде придется решить четыре ключевых вопроса.
Во-первых, это растущее недовольство в отношениях между Либерально-демократической партией (ЛДП) и ее младшим партнером по коалиции «Комэйто». Во-вторых, это растущее разочарование со стороны консервативных элементов ЛДП и ее сторонников. Третье — продолжающаяся дискуссия по поводу экономической политики. Все это способствует четвёртому фактору, который заключается в стабильно низких рейтингах общественного одобрения администрации.
Кисида сообщит, как он намерен решать эти вопросы на предстоящей внеочередной сессии парламента. Решения, которые его администрация примет в ближайшие недели, дадут более четкую картину японского политического ландшафта — так будет до тех пор, пока Кисиде не придется конкурировать со своими соперниками из ЛДП в сентябре следующего года, чтобы остаться во главе партии и правительства.
Напряженность между ЛДП и «Комэйто» накаляется уже несколько месяцев. Обе партии бросили друг другу вызов в выборе кандидатов от различных округов, споры по которым ушли в медиапространство. Они также продолжают спорить по поводу политических решений: политики «Комэйто» утверждают, что ЛДП не уделяет должного внимания их политическим предпочтениям, а вице-президент ЛДП Таро Асо зашел так далеко, что назвал лидеров «Комэйто» «раковой опухолью» для ЛДП.
Усугубляет проблему внутреннее ослабление «Комэйто». Нынешний президент Нацуо Ямагути возглавляет партию последние 14 лет, и явного преемника ему не видно. Кроме того, машина «Комэйто» по генерированию голосов в буддийской секте Сока Гаккай демонстрирует признаки стагнации, поскольку партия далеко не достигла своих целей на последних выборах в Верхнюю палату, набрав всего 6,18 миллиона пропорциональных голосов, что значительно меньше запланированного числа в 8 миллионов. Разрушение фундамента внутри «Комэйто» является очевидным для ЛДП.
Возможно, именно поэтому мы видим, что ЛДП начинает ухаживать за потенциальной третьей партией правящей коалиции. Прошло 25 лет с тех пор, как в японском правительстве существовала трехпартийная правящая коалиция, и есть небольшие признаки того, что ЛДП, возможно, пытается привлечь «Демократическую партию для народа» в свои ряды. Члены ДПН сообщили, что коллеги из ЛДП незаметно обратились к ним с предложением объединить усилия, а Кисида недавно назначил бывшего депутата от ДПН Вакако Яту одним из своих специальных советников. Хотя ДПН имеет всего 23 места в двух палатах парламента, партия могла бы реально помочь в противостоянии все более влиятельному движению Nippon Ishin no Kai, одновременно посылая «Комэйто» сигнал о том, что ЛДП готова подстраховаться, если это необходимо.
ЛДП известна многим наблюдателям как стойко консервативная партия, но реальность такова, что политические взгляды ее членов простираются от крайне правых до левоцентристских. Для более консервативных законодателей ЛДП и их сторонников этот момент стал особенно актуальным в последнее время, особенно после того, как Кисида стал первым премьер-министром с 2007 года, присутствовавшим на съезде Конфедерации профсоюзов Японии и на поддержке администрацией закона о борьбе с дискриминацией ЛГБТК. Проблемы консерваторов усугубляются распри внутри фракции бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, которая по-прежнему управляется советом из пяти политиков, а не объединяется вокруг одного сильного лидера, который может оказывать большее влияние на политические решения ЛДП.
Для некоторых членов партии это не просто идеологическая проблема, но и практическая. Они опасаются, что, поскольку ЛДП продолжает отстаивать центристскую политику, сторонники консерваторов могут рассчитывать на то, что оппозиционные партии, такие как Nippon Ishin no Kai, станут бастионами для консервативной политики. Одним из таких консерваторов ЛДП, который стремится бросить вызов статус-кво, является министр экономической безопасности и протеже Абэ Санаэ Такаити, которая недавно заявила прессе, что «ЛДП по-прежнему является консервативной партией». Она выразила намерение еще раз баллотироваться против Кисиды в партийной президентской гонке в сентябре 2024 года.
Первая крупная политическая битва, которую Кисиде придется вести на предстоящей сессии парламента, заключается в том, что делать с экономикой. Его администрация уже работает над дополнительным бюджетом, который, вероятно, будет включать пакеты стимулов, но внутри ЛДП идут внутренние дебаты о том, достаточно ли этого, чтобы дать толчок медленному экономическому росту Японии. Некоторые лагеря считают, что денежных подачек будет достаточно, но другие, в том числе генеральный секретарь ЛДП Тосимицу Мотэги, председатель совета партии по общим вопросам Хироси Морияма и бывший министр экономики Хиросигэ Сэко, утверждают, что необходимо снижение налогов.
Это ставит Кисиду в трудное положение, поскольку политика его администрации требует, чтобы на оплату ее целей пошли средства от новых налогов. Кисида даже недавно выступил с речью о повышении налогов для покрытия запланированных расходов. То, как он поступит перед предстоящей сессией парламента, станет важным лакмусовым тестом для его будущих политических шагов.
Проблема Кисиды усугубляется тем, что он не способен вызвать новый интерес или энтузиазм к своей администрации. Недавние перестановки в кабинете министров не изменили ситуацию и не принесли Кисиде дополнительного политического капитала для принятия смелых политических решений. Постоянно низкие показатели опросов по-прежнему мешают его борьбе с внутрипартийными конкурентами.
Администрация Кисиды, вероятно, надеется, что предстоящее решение по «Церкви объединения» вернет ей некоторую поддержку. Ожидается, что правительство отдаст приказ о роспуске церкви как признанной религиозной организации уже в эту пятницу, и хотя общественность, вероятно, отнесется к этому решению благосклонно, оно вряд ли вызовет какое-либо дополнительное расположение к администрации в целом. Некоторые вопросы об отношениях между членами ЛДП и организацией остаются без ответа, и этот вопрос затянулся слишком долго, чтобы это решение могло стать уверенной победой администрации Кисиды.
Скоро соберется внеочередная сессия парламента, и сразу же многое станет ясно. Посмотрим, кто из старших депутатов от ЛДП заменит Хироюки Хосоду на посту спикера нижней палаты.
Хотя эта должность носит в основном церемониальный характер, она отстраняет видного деятеля ЛДП от внутрипартийной политики, поскольку традиция требует, чтобы спикер не мог сохранять фракционную принадлежность и должен оставаться в стороне от партийной борьбы. Нет никаких указаний на то, кто заменит Хосоду, но будет важно посмотреть, кто выделится из толпы.
Еще одним индикатором станут предстоящие довыборы на два места в парламенте. Хотя это и не является окончательным ориентиром для администрации Кисиды при принятии решений относительно досрочных выборов, оно всегда будет учитываться.
А дополнительным индикатором станет решение Кисиды, что делать с экономикой. Уступит ли он другим тяжеловесам ЛДП и будет ли добиваться снижения налогов? Удвоит ли он увеличение доходов правительства с помощью нескольких пакетов стимулирующих мер, чтобы попытаться стимулировать экономику? Как общественность отреагирует на любое его решение?
Все это имеет важные последствия для дальнейшего развития политического ландшафта, поскольку премьер-министр решает эти насущные проблемы. При этом на поверхности ситуация может оставаться спокойной, но внутри она будет оставаться тревожной.