29
2021
  1. За рубежом: реальный мир
  2. Открытия ученых
Москва, / ИА Красная Весна

Окаменелость, известную как харбинский череп, признали новым видом Homo

Изображение: © Xijun Ni
Череп древнего человека

Ученые-антропологи предполагают, что открыли новый вид древнего человека, сообщает 25 июня журнал The Innovation.

Археологи, изучившие окаменелость, известную как харбинский череп, хранящийся в Музее наук о Земле Хэбэйского университета в Китае, предположили, что череп ближе к виду человек разумный, чем к неандертальцам.

Окаменелый череп был найден в 1930-х годах у моста Дунцзян в городе Харбин, провинция Хэйлунцзян, Китай. Череп Харбина огромен по размеру, больше, чем у всех других известных архаичных людей. Внутренний объем примерно 1 420 мл, попадает в диапазон человека разумного и неандертальцев. Объем больше, чем у других видов Homo, таких как H. erectus (человек прямоходящий), H. naledi (человек Наледи), H.floresiensis (человек флоресский)— карликовый вид, и даже Гейдельбергского и Родезийского человека. Находку назвали Homo longi — человек-дракон.

По мнению ученых, череп мог вместить мозг, сопоставимый по размеру с мозгом современного человека. Но остальные его черты, такие как почти квадратные глазницы, толстые надбровные дуги, широкий рот и большие зубы, сильно отличаются как от Homo sapiens, так и от неандертальцев.

«Окаменелость из Харбина — один из наиболее полных черепов древнего человека в мире, он сохранил многие морфологические детали, которые имеют решающее значение для понимания эволюции рода Homo и происхождения Homo sapiens. Харбинский череп, хотя он демонстрирует типичные архаичные черты, представляет собой мозаичную комбинацию примитивных и производных черт, отличающуюся от всех других ранее известных видов Homo» — сказал Цян Цзи, профессор палеонтологии Хэбэйского университета.

Профессор приматологии и палеоантропологии Китайской академии наук и Хэбэйского университета Сицзюнь Ни считает, что, подобно Homo sapiens, они собирали фрукты и овощи охотились на млекопитающих и птиц и, возможно, ловили рыбу.

Крупный размер черепа и то, что его нашли в самой северной провинции Китая, показывает, что Homo longi был адаптирован к суровым климатическим условиям, вполне мог расселиться по всей Азии и, возможно, даже пересечься с самыми ранними представителями Homo sapiens.

«Харбинский череп дает нам больше доказательств разнообразия Homo и эволюционных взаимоотношений между видами и популяциями древних людей», — говорит профессор Ни.

В научном мире распространено мнение, что неандерталец принадлежит к вымершей линии ближайших родственников Homo sapiens. Однако открытие Харбинского черепа предполагает, что новая линия, которую идентифицировали как человек-дракон, на самом деле — сестринская группа Homo sapiens.

Исходя из исследований Харбинского черепа, возможно, считают ученые, современные люди отошли от неандертальцев значительно раньше, чем считали до сих пор.