В Тибете найдены следы детей, оставленные более 200 000 лет назад
Следам, оставленным в грязи рядом с ископаемым горячим источником в Кесанге на Тибетском плато, порядка 200 000 лет, об этом открытии написал Дэвид Чжан из китайского Университета Гуанчжоу, 27 сентября сообщает интернет-журнал «Новая Наука».
Первые такие следы в этом месте были обнаружены археологами несколько лет назад. Теперь к ним прибавились следы ног детей. Согласно проведенному уран-ториевому методу датировки, они были оставлены примерно 169 000–226 000 лет назад, и это самые ранние свидетельства того, что предки человека жили в этом регионе.
Всего в травертине (горная порода, образованная минералами карбоната кальция, известковые отложения углекислых источников) у ископаемого источника было найдено пять отпечатков рук и столько же отпечатков ног. Причем, если судить по их размеру, эти следы оставили дети — археологи предполагают, что это следы двух детей, один из которых имел рост современного 7-летнего ребенка, другой — 12-летнего.
Однако определить, к какому виду гомининов они относятся, ученые по следам не могут. «Денисовцы — это возможный вариант», — считает соавтор исследования Мэтью Беннетт, но «Homo Erectus (человек прямоходящий — прим. ИА Красная Весна) также обитал в этом районе», — добавил ученый.
За вариант денисовцев говорит факт обнаружения в пещере Байшия на северо-востоке Тибетского плато нижней челюсти Homo denisovensis, возраст которой не менее 160 000 лет.
Отчет о своих археологических открытиях археологи команды доктора Чжана опубликовали в журнале Science Bulletin. Там они написали, что эти следы можно считать пещерным искусством (украшением стен), так как они, видимо, были оставлены намеренно.
Если эти отпечатки будут признаны пещерным искусством, то они станут самыми древними из всех обнаруженных образцов этого жанра. Однако у такой атрибуции следов древних «людей» есть оппоненты. Так, Майкл Мейер из Университета Инсбрука в Австрии, не принимавший участия в исследовании, считает, что то, что современный человек может определить как искусство, люди, создавшие его, могли воспринимать по-другому.