1. Война идей
  2. Предназначение
Александровское, / ИА Красная Весна

Событиям с «Вагнером» предшествовала «криминализация» культуры — Кургинян

Франц Ксавьер Симм. Мефистофель и Вагнер, гомункул в колбе. 1899
Франц Ксавьер Симм. Мефистофель и Вагнер, гомункул в колбе. 1899
Франц Ксавьер Симм. Мефистофель и Вагнер, гомункул в колбе. 1899

Направление политического процесса, связанного с мятежом ЧВК «Вагнер», проявилось заранее в культурных тенденциях российской жизни, подобно тому как это было в перестройку, заявил политолог, философ, театральный режиссер, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 декабря в выпуске авторской программы «Предназначение».

По словам Сергея Кургиняна, когда некая культурная тенденция выходит за рамки ее отдельных представителей и становится чем-то большим, чем произведение, то она нуждается в осмыслении.

«С одной стороны, ты понимаешь, что эта культура уже становится не просто выразителем определенных тенденций, а и тем, что подталкивает эти тенденции в определенную сторону, создавая вынуждающие процессы. Ты с одной стороны это понимаешь, а с другой стороны, когда ты начинаешь этому противостоять, тебе говорят: „Вы против культуры? Вы начинаете обсуждать культурные явления?“» — отметил политолог.

Он указал, одним из таких незатейливых произведений, требующих осмысления, была песня за авторством Вячеслава Антонова «Дядя Вова, мы с тобой». Кургинян уточнил, что в сталинский период, в частности, во время Великой Отечественной войны невозможно было сказать: «Дядя Йося, мы с тобой».

«Далее я спросил: а когда одну из бригад Внутренних войск, которая, как и другие наши военные, достойно вела себя в Чечне, называют „солдатами удачи“: „Мы солдаты удачи, бригада 101“ — это достойно? Что это означает на политическом языке?“ — задался вопросом философ.

«В ответ на это я почувствовал смягченный запах той самой эмоциональной репрессивности, с которой я был знаком по эпохе перестройки», — рассказал Сергей Кургинян.

По его мнению, речь шла о тенденции, об определенных криминальных составляющих культуры, которые отражают общественный процесс и двигают его в определенном направлении. Кургинян подчеркнул, что все это происходило в условиях, когда «завтра был „Вагнер“», а политики не желали обсуждать эту проблему.

«Я пытался предотвратить тенденции или обратить хотя бы внимание на то, что чуть позже начало олицетворяться „Вагнером“. И что уже имело очевидным образом не культурный характер, правда? Я обсуждал культуру не для того, чтобы пригвоздить к позорному столбу Антонова или кого-нибудь еще из тех, кто создает определенные эталоны песен. Я, наоборот, говорил, что подобного рода люди что-то чутко улавливают в происходящем. И, улавливая это, начинают подбрасывать в „печку парилки“ „воду“ с тем, чтобы „парка“ этого криминального было побольше», — объяснил лидер движения «Суть времени».