У морской отрасли нет «триллионов» на декарбонизацию — эксперты
Достижение углеродной нейтральности к 2035 году потребует от отрасли морских грузовых перевозок в мировом масштабе около $2 трлн, таких денег у этого сектора нет. Об этом шла речь на мартовском Форуме по финансированию судов в Дубае, сообщает 9 марта издание Seatrade Maritime News.
Среди выступавших на форуме был старший консультант юридической фирмы Norton Rose Fulbright Гарри Теокари. Он задал коллегам вопрос о том, как судоходство собирается финансировать огромный счет за декарбонизацию.
«Любой из вас, кто читал отчеты Мартина Стопфорда (британский экономист, — прим. ИА Красная Весна) о декарбонизации, знает, что, если мы будем использовать более низкие цифры IMO (Международная морская организация — прим. ИА Красная Весна), к 2050 году нам понадобится что-то между 1,1 трлн и 1,5 трлн долларов», — сказал эксперт.
Он отметил, что выход к нулевым выбросам по углероду к 2030 году потребует уже от $1,5 трлн до $2,5 трлн. «По любым подсчетам, у нас нет достаточного рынка для декарбонизации», — подчеркнул Теокари.
В то же время он считает отрасль обязанной провести полную декарбонизацию, найдя для этого средства. Таковые, по его словам, есть у правительств и «китайцев». «С геополитической точки зрения, хотим ли мы, чтобы наша промышленность была обязана Китаю?» — задал вопрос коллегам Теокари. Те в свою очередь указали на некоторые важные моменты и оценили возможные источники финансирования.
Так, директор по развитию греческой компании Neptune Maritime Leasing Ираклис Цириготис указал, что строительство нового — «зеленого» — судна требует гораздо больше энергии, чем продление срока службы существующих судов еще на 10, 15 или 20 лет. По его словам, в Европе можно получить большую поддержку на работы по обезуглероживанию.
Другой финансист более важным считает вопрос о том, готовы ли будут клиенты оплачивать более высокую стоимость «зеленых» судов, особенно с учетом существующего уровня инфляции: «Если клиент готов платить, собирается ли он перевести стоимость на розничных конечных потребителей, в то время как, например, в Великобритании у нас 10% инфляции».
Управляющий партнер финансовой платформы Oceanis GmbH Эрленд Зоммерфельт Хауге полагает, что именно розничный сектор и должен оплачивать «зеленый» переход. Однако очень немногие готовы платить надбавку за более экологичный способ.
«Пара лайнеров пытались это сделать. Еще мы видели немного в автомобильных перевозчиках и в контейнерах. Дело в том, что настоящие конечные пользователи на самом деле существуют не для того, чтобы платить зеленую премию», — отметил он.
По этой причине Хауге вспомнил про регулирующие органы, которые могут прийти и сказать: «Теперь все должны платить „зеленую премию“». Доставка теперь зеленая». Однако и здесь остается проблема системной инфляции.