В ФРГ будет сильный дефицит учителей, власти просчитались дважды — эксперт
Прогнозы министров образования федеральных земель Германии относительно нехватки учителей неверны — земли просчитались дважды, заявил эксперт в области образования Клаус Клемм, 25 января пишет газета Süddeutsche Zeitung.
Школы в Германии переживают острую нехватку учителей, и в скором времени дефицит может стать гораздо острее, чем опасались ранее. Усугубляет ситуацию пандемия коронавируса.
Баден-Вюртемберг сообщил в понедельник, что тест на COVID-19 у 1132 учителей дал положительный результат, и еще 807 педагогов находятся на карантине. Оба показателя примерно в два раза выше, чем неделей ранее. Министр по делам семьи Анне Шпигель («Союз 90/Зеленые») уже предложила школам и детским садам «мобилизовать все имеющиеся ресурсы».
Однако явная нехватка учителей, требующая мобилизации всех имеющихся ресурсов, как пишет SZ, не является временной, вызванной коронавирусом проблемой. Напротив, школы уже много лет испытывают острую нехватку учителей, которую земли могут компенсировать только краткосрочно за счет новых абитуриентов и восстановленных пенсионеров.
Даже Постоянная конференция министров образования и культуры (KMK) не отрицает, что многие школы переживают не только трудные недели, но и трудные годы. И ситуация может оказаться еще хуже, чем предполагалось ранее.
По поручению Ассоциации образования и обучения (VBE) известный исследователь в области образования Клаус Клемм из Эссена изучил, насколько достоверны прогнозы KMK по дефициту учителей на период с 2020 по 2030 годы. Ученый пришел к выводу, что земли сильно просчитались.
Клемм утверждает, что в 2025 году в школах Германии будет не хватать 45 000 учителей — в два раза больше, чем по расчетам КМК. В 2030 году нехватка учителей составит 81 000, что почти в шесть раз больше, чем прогнозируют министерства образования. И даже это, по мнению эксперта, лишь половина правды.
Прогноз КМК предполагает, что в период с 2020 по 2030 год из университетов в школы придут работать в общей сложности чуть менее 350 000 вновь подготовленных учителей, в среднем около 32 000 в год. Клемм же считает, что на самом деле их будет на 60 000 меньше. Эксперт называет две причины: во-первых, число выпускников школ в настоящее время сокращается, а во-вторых, сокращается число студентов, обучающихся на преподавателей.
Ученый утверждает, что в Северном Рейне-Вестфалии вообще не проводились какие-либо расчеты, министерство образования просто экстраполирует цифры предыдущего года на 2020–2030 годы. А Саксония даже рассчитывает, что каждый год в школах будет работать ровно столько учителей, сколько требуется. По словам эксперта, такие прогнозы «гротескны» и «весьма сомнительны».
Кроме того, Клемм указывает, на то, что земли не только переоценивают предложение учителей, но и недооценивают спрос, который тоже увеличится. В прошлом году правительство решило предоставить людям право на круглосуточный уход за детьми младшего школьного возраста.
С 2026 года это право будет распространяться сначала на первоклассников, а затем к 2029 году на всех учеников начальной школы. В школах полного дня к 2030 году необходимо будет увеличить персонал на 20 000 учителей, но в прогнозах это не учтено.
Председатель VBE Удо Бекманн назвал прогноз КМК «огромным обманом». Бекман призвал политиков в срочном порядке сделать выводы из сложившейся ситуации и провести общенациональную кампанию по набору учителей и созданию дополнительных мест в университетах. По словам главы VBE, необходимо также заметно повысить привлекательность профессии.