ЧП с разливом нефтепродуктов в Норильске актуализировало план Сталина?

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Сталин
Сталин

Ситуация в Норильске напомнила о задаче освоения северных районов, которую пытались решать согласно сталинскому плану преобразования природы, считает политолог, доктор политических наук Сергей Черняховский. Об этом он рассказал 14 мая корреспонденту ИА Красная Весна.

«Тема бездорожья в тундре и ситуация в тундре, что касается возможности куда-то добраться, вывела на проблему освоения северных районов, в частности, транспортного освоения. Ей пытались заниматься в соответствии с тем, что называли сталинский план преобразования природы», — сказал Сергей Черняховский.

Он рассказал вкратце о некоторых задачах этого плана: «Если сейчас мы имеем один путь транссибирской магистрали, то тогда предполагался путь, который должен был пройти, скажем, от Свердловска до Якутска с дальнейшим расхождением трасс на Дальний Восток и на Чукотку. Существовал вариант трассы и вдоль побережья океана». В итоге предполагалось обжить северные земли, что позволило бы приблизиться ко всем ископаемым.

С этой целью рядом стояла задача повышения продовольственной базы. И здесь после смерти Сталина проявилось расхождение между Молотовым и Хрущевым. Первый являлся сторонником этого плана. В нем, как сказал политолог, «основной вектор повышения продовольственной базы страны виделся в том, чтобы сделать доступными для земледелия территории высушиваемые суховеями и поднять Нечерноземье».

Но политически победивший Хрущев сделал ставку на освоение целины. «Большой эффект на целине дали первые урожаи. Но дальше исчерпали плодородный слой и урожаи упали. Многие исследователи считали, что если бы план преобразования природы был реализован, то у нас не было бы проблем с продовольствием в 70-е годы», — рассказал эксперт.

Во время правления Хрущева от плана отказались вовсе: «Трассу долго пытались строить, но в вечной мерзлоте это делать не удавалось. Какое-то время её строили силами политзаключенных и не только их. Потом их число уменьшилось, а Хрущев вообще отказался от плана. От плана остались наши великие гидроэлектростанции и часть лесополос от Волги до Урала».

Но, как считает политолог, этот план не сдан окончательно в архив, так как проблема не решена: «Огромная территория не освоена». Сейчас это проявилось в том, что власти не знают как можно будет вывести собранную нефть, поэтому предложено ждать до зимы, пока все замерзнет.

«Огромная территория, которая никак не осваивается, только нефтекомпаниями. Поскольку сейчас идет обращение к неким глобальным проектам и они вызывают интерес. Это один из глобальных проектов, который мог бы дать многим вещам некую осмысленность — некий момент развития, некий момент социально-значимых целей», — подытожил эксперт.