В ТюмГУ усовершенствовали методы тренировки по спортивному ориентированию
Комплекс средств, методов и педагогических установок технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков разработали ученые Института физической культуры Тюменского государственного университета (ТюмГУ), сообщила 12 октября пресс-служба вуза.
Спортивное ориентирование, хотя и не является олимпийским видом спорта, однако оно включено в программу Всемирной зимней универсиады. Результаты состязаний универсиад выявили проблемы, существующие при подготовке молодых и перспективных спортсменов.
Это заставило ученых Института физической культуры ТюмГУ разработать и экспериментально обосновать комплекс средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки ориентировщиков на начальном этапе спортивной специализации.
Результаты своей работы исследователи представили в статье «Специфика технико-тактической подготовки ориентировщиков на этапах многолетней подготовки», опубликованной в журнале «Вестник Томского государственного университета».
Уровень подготовки спортсменов 9–14 лет к зимнему и летнему ориентированию ученые выявили, анализируя занимаемые ими места в городских и областных соревнованиях.
Основой технико-тактической подготовки спортсмена-ориентировщика являются знание и понимание ими основных принципов поиска контрольных пунктов (КП), точное знание условных знаков спортивных карт, умение быстро связывать их с объектами на местности.
Кроме того, ориентировщику нужно знание легенд контрольных пунктов и умение правильно применять их для рационального поиска КП, умение точно и правильно работать с компасом, быстро определять пройденное и оставшееся до цели расстояние.
Педагогическое наблюдение выявило тактические и технические ошибки, совершаемые спортсменами на дистанции. Для этого эксперт двигался по дистанции вместе со спортсменом, не отвлекая его от ориентирования, и фиксировал все неточности и ошибки, совершаемые им.
Исследователи оценивали заход на контрольный пункт, выбор пути к нему, отмечались изменения в ориентировании при появлении соперников.
Проведенное анкетирование показало, что совмещение нескольких видов контроля представляет для спортсменов большую сложность. Поэтому разработанный комплекс средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки был направлен на освоение каждого метода по отдельности.
Для каждого вида контроля учеными были предложены определенные упражнения: контроль ситуации (бег по заданному маршруту), расстояния (счет шагов) и направления (бег по азимуту).
Комплекс для детей 9–14 лет был разработан таким образом, чтобы освоение большинства технико-тактических элементов происходило не в учебных кабинетах, а непосредственно на местности, что ускоряет адаптацию детей к лесопарку.
Уникальность комплекса в том, что он позволяет выполнять упражнения прямо в процессе тренировок по физической подготовке. Кроме того, что это экономит время, тренировочный процесс становится более увлекательным.
При проведении эксперимента исследователи активно применяли и словесный, и игровой методы — игра делает процесс запоминания быстрым и непринужденным, способствуя проявлению активности самих детей.
Результаты исследования разработанного комплекса показали, что его применение привело к улучшению всех трех показателей подготовки: стабильности скорости, средней скорости и разницы между ними.
После их анализа ученые провели коррекцию содержания примерной программы спортивной подготовки для СДЮСШОР по спортивному ориентированию на начальном этапе и в начале спортивной специализации, учитывающей проблемные зоны технико-тактической подготовленности учащихся.