Предприятия Северодвинска будут работать в проекте «Северный Морской путь»

Изображение: (cc) Rsppnord
Карта морей Баренцева и Карского
Карта морей Баренцева и Карского

Предприятия Северодвинска будут привлекаться к участию в проекте Северного Морского пути, заявил мэр города Игорь Скубенко 28 ноября во время участия в программе для управляющих команд монопрофильных муниципальных образований в московской школе управления «Сколково», сообщает ТАСС.

В своем докладе он подчеркнул, что Северодвинск является единственным моногородом в России, в котором реализован полный цикл производства атомных подводных лодок. Эти особенности должны быть учтены при реализации проектов освоения Арктики, для участия в которых должны быть созданы условия для привлечения крупных, средних и малых предприятий города.

Напомним, что «Северный Морской путь» — это проект использования акватории морей Северного ледовитого океана для круглогодичной проводки судов из Европы в Азию. Его реализация несет важные преимущества для России. С его помощью сокращается до двух недель время доставки грузов. Не менее важную роль Северный Морской путь играет в освоении природных ресурсов данного региона. По нему возможна транспортировка газа и нефти с месторождений, расположенных в северных широтах.

Комментарий редакции

Воплощение этого проекта в жизнь может ознаменовать начало новой эпохи в истории России. Проект несет в себе как грандиозные возможности, так и задачи невероятной сложности. Его реализация становится возможной благодаря изменению климата: в результате потепления арктические полярные льды отступают на север, и проводка судов может осуществляться в течение всего года.

Впервые подобный проект рассматривался в СССР. Идея заключалась в том, чтобы соединить порты, расположенные вдоль Северного морского пути арктической железной дорогой. Тогда сам проект реализовать не удалось, но был сделан задел.

Сегодня задача освоения Арктики делится на несколько элементов. Первая составляющая — военная. Здесь у России традиционно сильные позиции. Со времен СССР накоплен опыт создания военных баз и аэродромов в арктических условиях. С 2016 года на земле Франца Иосифа функционирует российская военная база «Арктический трилистник». Вторая составляющая — научный потенциал. С этим, судя по всему, тоже все в порядке. Третья составляющая — экономические возможности. А этот аспект вызывает наибольшие опасения. Промышленность Северодвинска стала оживать только с возобновлением военного госзаказа, к которому не имеет отношения частный капитал. А проект Северного Морского пути потребует больших инвестиций. Наибольшие опасения вызывает то, что оптимистические слова мэра города звучат в стенах школы «Сколково». К сожалению, инвестиционный фонд «Сколково» не может похвастаться примерами реализации крупных системообразущих проектов.